купить
журнал



Трансформатор: арт-объект или учебный феномен?

Свой 60-летний юбилей тяговая подстанция на Болотной набережной отмечает неминуемым сносом. Студенты первого года магистратуры в студии Александра Бродского и Надежды Корбут проводили дом с почестями, сделав проект его альтернативного будущего.

Раскрыть на полный экран

Трансформатор — уже самодостаточный объект. Идея нового города, который возникает внутри исчезающего здания, еще и подкрепляется макетом-атракционом, где все разбирается, выдвигается и подсвечивается. Такие образы прочно оседают в сознании, тут не нужно лишних слов. Но что особенно притягивает в Трансформаторе — его проработанная образовательная часть, которую преподаватели незаметно встроили в общий процесс.

Каждый этап чему-нибудь да учил будущих архитекторов. Их намеренно столкнули внутри одного объекта, чтобы те вели диалог и пробовали искать компромиссы. Надо было настолько хорошо овладеть функцией и типологией, чтобы создать потом из нее, например, рабочую модель вертикальной фермы. А началось все с уроков по чувственному познанию: как зафиксировать собственные ощущения и затем донести через архитектуру эти эмоции до других.

Видео: Александра Полидовец

Надежда Корбут:
«В тот момент, когда мы пришли туда впервые​, там было холодно и абсолютно темно. С этого момента началось наше общее приключение. С фонариками наперевес ребята бродили в по всему зданию и их задачей было составить карту трансформатора и своего маршрута в нем, с постоянной фиксацией их ощущений и впечатлений. Это карта, как ни странно, оказалась в итоге очень похожа на их проекты по структуре и настроению».

3 карты ощущений и мнения студентов, почему они так важны

Раскрыть на полный экран

Когда студенты разобрались с личными эмоциями, их кинули на коллективную работу. Надо было не просто придумать свой проект внутри дома, но и понять, как он повлияет на соседа: хватит ли всем места, какой эмоциональный ряд будет при переходе из одного пространства в другое.

Необъятный пустой дом вдруг стал как песочница в разгар лета, где каждый клочок в дефиците. Маис Арутюнян делал внутреннюю площадь, на которую выходит сразу несколько объектов, тут без постоянного диалога с соседями просто не вышел бы проект. Тяжелее всего пришлось Петру Корнишину, который для потайного дома бездомных выбивал у всего Трансформатора хоть понемногу.

История Петра Корнишина, как приходилось бороться за каждый миллиметр

Надежда Корбут:
«Каждый из участников придумывал собственный объект со своими правилами, историей и жизненным устройством, но конечно он должен был отреагировать на своих соседей, придумать как им взаимодействовать, как решить это архитектурно, как пройдет маршрут по трансформатору некоего посетителя. ​Поэтому „марсельский суп“ из мыслей и чувств ребят упорядочился в общий рассказ со своим связным сюжетом».

Беды студентов на этом этапе не закончились. У них уже была своя эмоция и функция, но не было места, либо оно было очень неудобным для выбранной типологии. Это ограничение стало новым вызовом, который породил много нетипичных решений. Так Трансформатор получил вертикальный кинотеатр с двумя экранами одновременно, баня превратилась в башню, а казино совместили с церковью. О том, как все 13 функций уживаются и работают вместе студенты сняли отдельный ролик-путешествие.

Видео: Дарья Гладунова, Павел Макарченков

Подробнее каждый из 13 проектов с объяснениями и эскизами авторов мы разбираем в персональных карточках:

ПодъездМолочная фермаБиблиотекаДом для бездомныхЦерковь и КазиноМастерскиеБаняПарламентПлощадьОранжереяКинотеатрТюрьмаВыставочное пространство