купить
журнал



Перестройка и 90-е: период распада

В перестроечные и 1990-е годы люди прощаются с советским прошлым. В киноискусстве и архитектуре не успели сложиться новые каноны, а Москва еще не обросла новой мифологией. Отсюда разнообразие ее интерпретаций: каждый режиссер и архитектор видит столицу совершенно по-особенному.

Москва в Кино

В позднесоветском кино и ранних фильмах нового времени режиссеры акцентируют внимание на новых районах позднесоветской эпохи. Витает предчувствие скорых перемен: «Мы, наше поколение, хотим знать, в чьи руки перейдет возведенное нами здание», — говорит главный герой фильма «Курьер» Карена Шахназарова. Картину частично снимали в Раменках, среди свежеотстроенных многоэтажек.

Москва в киноКадр из фильма «Курьер», реж. Карен Шахназаров. 1986

Атмосфера здесь разительно отличаются от Черемушек хрущевской оттепели — обещанный коммунизм так и не построен, панельные дома уже не вызывают эйфории. Вместе с числом этажей растет ощущение отчужденности. С приходом новой эпохи оно лишь усилится.

Москва в киноКадр из фильма «Курьер», реж. Карен Шахназаров. 1986

Наступают 1990-е — это эпоха «без места», как окрестили ее художники Виктор и Елена Воробьевы. Новых зданий строится очень мало, а старые ветшают и рушатся. Развивается стихийная торговля, и главной архитектурной чертой 90-х становятся временные сооружения: ларьки и казино.

Город населен призраками недавнего прошлого, а наступление новой эпохи отмечено всеобщей растерянностью: это ощущается в фильме «Страна глухих» Валерия Тодоровского. Главная героиня вынуждена скрываться, так как ее друг проиграл в рулетку большую сумму денег. Казино, где происходит завязка фильма, обустроено на судне на берегу Москва-реки.

Москва в киноКадр из фильма «Страна Глухих», реж. Валерий Тодоровский. 1997

Один из кульминационных моментов тоже связан с рекой: для съемок выбрали Ростовскую набережную напротив Киевского вокзала. Современному москвичу это место может показаться непривычно пустынным, так как к моменту съемок сюда еще не добралась лужковская застройка. На горизонте не маячит мост Богдана Хмельницкого, ТЦ «Европейский» и скульптурный ансамбль на площади Европы.

Москва в киноКадр из фильма «Страна Глухих», реж. Валерий Тодоровский. 1997

Фильм «Москва» Александра Зельдовича снят по сценарию писателя Владимира Сорокина. В книгах Сорокин часто обращается к поэтике распада, и здесь этот прием перенесен на большой экран.

Камера фиксирует, как город постепенно разлагается в первое постсоветское десятилетие. Архитектура и локации прошлых лет служат декорациями, которыми не пользуются по прямому назначению: «новый русский» устраивает пышный обед на площадке Воробьевых гор, а один из персонажей совершает самоубийство, съехав на чемодане с трамплина поблизости.

Москва в киноКадр из фильма «Москва», реж. Александр Зельдович. 2001

Москва в киноКадр из фильма «Москва», реж. Александр Зельдович. 2001

Завершено строительство храма Христа Спасителя. Проезжая мимо него, главный герой объясняет собеседнику, почему решил пожертвовать деньги на новодел: «Построят храм — будет больше веры». Видно, что храм закончен недавно — медальоны в закомарах белокаменные, позже по инициативе Зураба Церетели их заменят на бронзовые копии.

Москва в киноКадр из фильма «Москва», реж. Александр Зельдович. 2001

В конце 1990-х Москву еще не охватил бум редевелопмента промышленных зон, и многие заводы продолжают работать в исторических зданиях. Среди них — кондитерская фабрика «Красный Октябрь», одной из первых превращенная в креативный кластер в 2000-е годы. Пока что все входы огорожены воротами.

Москва в киноКадр из фильма «Москва», реж. Александр Зельдович. 2001

Съемки на котловане Москвы-Сити. Строительство делового центра началось в 1995 году и не завершено до сих пор. По последним данным, его закончат через четыре года, в 2022 году.

Москва в киноКадр из фильма «Москва», реж. Александр Зельдович. 2001

Москва в киноКадр из фильма «Москва», реж. Александр Зельдович. 2001

Москва середины 1990-х ярко показана в фильме «Белый праздник» режиссера Владимира Наумова. Персонажи бродят по заснеженному городу и в какой-то момент оказываются в парке «Музеон» напротив ЦДХ. Парк выглядит совсем запущенным, но в кадр попадает одна из примет времени: памятник Дзержинскому, сброшенный с пьедестала.

Москва в киноКадр из фильма «Белый праздник», реж. Владимир Наумов. 1994

Не только Сити, но и другие офисные центры пока не успели появиться в Москве, да и сам термин «офис» еще не успел стать популярным. С верхней точки Печатникова переулка хорошо просматриваются здания на Петровском бульваре. Сейчас этот вид частично загорожен МФК «Легенда Цветного».

Москва в киноКадр из фильма «Белый праздник», реж. Владимир Наумов. 1994

Тот же переулок с противоположного ракурса в «Бумере» Петра Буслова: именно отсюда угоняют автомобиль, давший название картине.

Москва в киноКадр из фильма «Бумер», реж. Петр Буслов. 2003


100 лет Москвы в 5 сюжетах

Новые порядки в старом городе →
Москва после Революции


Ампир во время чумы →
Москва 30-х годов

Время больших надежд →
Москва в эпоху оттепели

Перестройка и 90-е →
Москва в период распада

Новое тысячелетие →
Москва нашего времени

«Кино глазами инженера» →
Бесплатные кинопоказы в интересных локациях Москвы