купить
журнал



Оттепель: время больших надежд

В 1960-е годы режиссеры стремятся показать город с романтической стороны: он наполнен радостью, предвкушением новой жизни и новыми зданиями.

Москва в Кино

При всей неоднозначности, период хрущевской оттепели — это по-настоящему радостная и жизнелюбивая эпоха. Выросло первое поколение, не заставшее войну, впервые за долгие годы люди получили шанс на собственные квартиры; многие людоедские законы сталинской эпохи остались в прошлом, а через 20 лет, как обещает Хрущев, все будут жить при коммунизме.

Юрий Пименов, «Свадьба на завтрашней улице». 1962 год. Москва, Государственная Третьяковская ГалереяЮрий Пименов, «Свадьба на завтрашней улице». 1962 год. Москва, Государственная Третьяковская Галерея

Но в жизни отдельного человека ничто не предопределено — режиссеры часто оставляют финалы фильмов открытыми, позволяя зрителю самому решать, как сложатся судьбы героев. Мотив открытости сквозит не только в сюжетах, но и в оттепельной архитектуре, и от грузных сталинских зданий архитекторы переходят к легким конструкциям, которые проницаемы и соразмерны человеку.

Меняется и отношение к городу. Он уже не вызывает благоговейного трепета, как у героев фильма «Новая Москва» конца 1930-х. Столица отступает на второй план, становясь фоном для диалогов и напряженных внутренних переживаний. В безусловном хите 1960-х — фильме «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии — герои гуляют по ГУМу и Красной площади, но совершенно не обращают на них внимания — слишком их увлекают разговоры друг с другом. И все же Москва в этом фильме показана с большой любовью.

Москва в киноКадр со съемок фильма «Я шагаю по Москве». Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Картина начинается с панорамы, снятой с высотки на Котельнической набережной. Стилобат перед Кремлем — это восьмая, непостроенная сталинская высотка, позже на ее месте возведут гостиницу «Россия».

Москва в киноКадр со съемок фильма «Я шагаю по Москве». Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Далее следует диалог в метро:

— Скажите, как к строительному переулку проехать? Где сходить?

— Я не знаю, я приезжая...

— Какой переулок?

— Строительный!

— Строительный... где-нибудь в районе Черёмушек.

— Да нет, все не так! Какие Черемушки? Ну при чем тут Черемушки?! Слушай меня: едешь до Павелецкой, сходишь, по эскалатору наверх и до обувного магазина, как увидел обувной — слезай! А там разберешься!

В центре Москвы нет и никогда не было улицы Строителей — в роли выдуманной локации выступает Кривоарбатский переулок, где на время съемок соорудили бутафорское кафе. Здание выглядит как хрестоматийная «стекляшка» из 1960-х: панорамные окна, горизонтальный силуэт, тонкие опоры.

Москва в киноКадр из фильма «Я шагаю по Москве», реж. Георгий Данелия. 1963

То же место спустя полвека:Москва в кино

Не только малые архитектурные формы и район Черемушек отличают Москву 1960-х. На кадре ниже видна станция «Ленинские горы» (ныне «Воробьевы горы»). Ее достроили в 1959-м году, платформа вынесена на метромост и парит над рекой.

Москва в киноКадр из фильма «Я шагаю по Москве», реж. Георгий Данелия. 1963

Сцена на фоне музея-панорамы «Бородинская битва», открытого в 1962 году. Здание продумывали еще в сталинское время, на волне послевоенных победных настроений; в изначальном проекте были аркады, фронтоны и другие атрибуты классической архитектуры. Из финальной версии убрали все «архитектурные излишества», стены украшены лишь скромными панно.

Москва в киноКадр из фильма «Я шагаю по Москве», реж. Георгий Данелия. 1963

Подробно показан парк Горького: зеленый театр, колоннада главного входа, аллеи, аттракционы. Больше всего нас заинтересовал эпизод с танцами: он снят внутри павильона «Машиностроение», построенного по проекту Жолтовского. Это единственный сохранившийся павильон Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. Недавно, после долгих лет запустения, здание начали реставрировать — там будет филиал музея «Гараж».

Из-за формы павильон получил название «Шестигранник». Там работал ресторан, была обустроена танцплощадка — собственно, она и попала в кадр.

Москва в киноКадр из фильма «Я шагаю по Москве», реж. Георгий Данелия. 1963

Десталинизация и борьба с излишествами не мешает строить высотные здания. Об этом можно судить по фильму Алексея Коренева «Урок литературы», выпущенному через 4 года после «Я шагаю по Москве». К тому времени практически возвели гостиницу «Россия», она снята со стороны Варварки.

Москва в киноКадр из фильма «Урок литературы», реж. Алексей Коренев. 1968

На проспекте Калинина достраивают ансамбль новоарбатских высоток. В книге «Москва: архитектура советского модернизма» его называют «самым радикальным жестом модернистского градостроительства», реализованного в столице. По чётной стороне проспекта возвели жилые башни экспериментальной серии 1МГ-601Ж, по нечётной — административные «книжки», объединённые длинным стилобатом с магазинами.

Москва в киноКадр из фильма «Урок литературы», реж. Алексей Коренев. 1968

Марлен Хуциев подробно и трепетно показывает Москву в фильме «Июльский дождь». Ему важна каждая деталь: и парадные части города, и неприметные дворы, троллейбусы, толпы на улице.

Москва в киноКадр из фильма «Июльский дождь», реж. Марлен Хуциев. 1966

Проницаемость архитектуры в 1960-е относится, как ни парадоксально, даже к подземным переходам. Когда герои пересекают Серпуховскую Заставу под землей, их освещает дневной свет — конструкция подземного перехода имеет несколько «подвешенных» участков с окнами.

Москва в киноКадр из фильма «Июльский дождь», реж. Марлен Хуциев. 1966

В архитектурном плане 1960-е запомнились большинству не столько легкими павильонами и гостиницей «Россия», сколько повсеместными стройками типовых жилых домов. Конечно, советские режиссеры не могли обойти стороной эту черту времени.

Москва в киноКадр из фильма «Июльский дождь», реж. Марлен Хуциев. 1966

Строительству новых пятиэтажек целиком посвящен фильм-оперетта «Черемушки» Герберта Раппапорта: герои вселяются в новые дома под музыку Шостаковича — судя по тексту, до того они долго жили в коммуналке:

«Вот передняя наша, вот и вешалка наша.
Вся квартира наша, наша.
Кухня тоже наша, наша!
Наши окна, наши двери,
Я глазам своим не верю!»

Москва в киноКадр из фильма «Черемушки», реж. Герберт Раппапорт. 1962

Эпизоды на стройке из «Операция Ы и другие приключения Шурика» Леонид Гайдай снимает в московском районе Свиблово, на улице Седова и 2-й Ботаническом проезде. Следует оговориться, что некоторые кадры сделаны в одесском районе Черемушки и в соседнем Ильичевске, который активно застраивали в те годы.

Москва в киноКадр из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», реж. Леонид Гайдай. 1965

Новые дома не всегда возводят на пустом месте: как и в предыдущие десятилетия, идет уничтожение зданий в центре города. Персонажи дипломной работы Андрея Тарковского «Каток и скрипка» закатывают в асфальт свежерасчищенную территорию на Мухиной горе (Ростовской набережной). Ранее на этом месте стояли частные деревянные дома.

Москва в киноКадр из фильма «Каток и скрипка», реж. Андрей Тарковский. 1960

Мы уже говорили о том, что кино сталинской эпохи показывает Москву с самого выгодного, а порой и фэнтезийного ракурса, и критика города в фильмах отсутствует. В 1960-е Тарковский волей-неволей выступает обличителем «сталианса». Высотка на Котельнической набережной показана на фоне обветшалых домов на Садовнической улице.

Москва в киноКадр из фильма «Каток и скрипка», реж. Андрей Тарковский. 1960


100 лет Москвы в 5 сюжетах

Новые порядки в старом городе →
Москва после Революции


Ампир во время чумы →
Москва 30-х годов

Время больших надежд →
Москва в эпоху оттепели

Перестройка и 90-е →
Москва в период распада

Новое тысячелетие →
Москва нашего времени

«Кино глазами инженера» →
Бесплатные кинопоказы в интересных локациях Москвы