купить
журнал



Новое тысячелетие: Москва в наше время

В нулевые Москва делится на два лагеря: «желаемое» и «действительное». Гламурный центр противопоставлен безликим окраинам.

Москва в Кино

Децентрализация, о которой ныне много говорят московские урбанисты, в кинематографе стартовала лет на десять раньше, чем в реальности. Если в начале нового тысячелетия основные действия фильмов происходят в парадной части города, то со временем они все чаще смещаются на периферию, в спальные районы.

Правда, этот тезис не работает для главного блокбастера двухтысячных — дилогии «Дозоров» Тимура Бекмамбетова. В «Ночном дозоре» окраины Москвы становятся основным фоном для битвы между светлыми и темными. Вокруг многоэтажки серии II-68 закручивается зловещая воронка.

Москва в киноКадр из фильма «Ночной Дозор», реж. Тимур Бекмамбетов. 2004

Москва в киноКадр из фильма «Ночной Дозор», реж. Тимур Бекмамбетов. 2004

В «Дневном дозоре» культовым постройкам отведено больше места. Один из самых запоминающихся кадров фильма: героиня Жанна Фриске на красном автомобиле рассекает по фасаду гостиницы «Космос».

Москва в киноКадр из фильма «Дневной Дозор», реж. Тимур Бекмамбетов. 2005

«Светлые» силы заседают в организации «Горсвет» — в реальной жизни это конструктивистское здание Наркомзема на Садовом кольце.

Москва в киноКадр из фильма «Дневной Дозор», реж. Тимур Бекмамбетов. 2005

Если «Дозоры» стали главным московским фильмом в жанре фэнтези, то в экранизации книги «ДухLess» Романа Прыгунова воплотились представления об идеальном городе нулевых: основным местом съемок стали небоскребы Москвы-Сити, дорогие рестораны и Кремль.

Москва в киноКадр из фильма «ДухLess», реж. Роман Прыгунов. 2011

Несмотря на хлынувшие инвестиции, об урбанистике всерьез пока никто не думает. Столица наполнена хаосом и гротескной архитектурой. Это вдохновляет режиссеров на смелые экспериментальные картины: в короткометражке «Поцелуй креветки» Кирилла Серебренникова главный актер большую часть фильма бродит по набережным Москвы в ярко-розовой ростовой кукле.

Москва в киноКадр из фильма «Поцелуй креветки», реж. Кирилл Серебренников. 2009

Пропасть между «лучшим городом земли» и истинным обликом Москвы показана в «Русалке» Анны Меликян: главная героиня, 17-летняя Алиса, отправляется покорять столицу («Когда людям некуда деваться, они едут в Москву») и представляет себе открыточный, сверкающий огнями центр, офисные высотки и сталинскую архитектуру Тверской...

Москва в киноКадр из фильма «Русалка», реж. Анна Меликян. 2007

...но сразу сталкивается с реальностью: серыми многоэтажками, засильем рекламы и туристов.

Москва в киноКадр из фильма «Русалка», реж. Анна Меликян. 2007

В «Кислороде» Ивана Вырыпаева так же хорошо заметны несовершенства города: взгляд то и дело цепляется за растяжки над дорогами и объемные рекламные буквы на крышах домов.

Москва в киноКадр из фильма «Кислород», реж. Иван Вырыпаев. 2009

В 2010-е годы режиссеры продолжают творчески перерабатывать советское наследие. В «Последней сказки Риты» Ренаты Литвиновой статуя Гагарина на Ленинском проспекте воздевает к небу негнущиеся руки. По легенде фильма, каждый год в день своей гибели космонавт оживает ровно на 10 секунд.

При этом в кино памятник «нарисован» совершенно не в том месте, где он стоит на самом деле. Но здесь важно другое: у советских зданий и монументов появляется новая мифология.

Москва в киноКадр из фильма «Последняя сказка Риты», реж. Рената Литвинова. 2012

Во второй половине 2010-х годов все ярче проступают образы спальных районов. Блокбастер Федора Бондарчука «Притяжение» практически целиком снимали в Северном Чертаново. Попутно разрушив полрайона, туда приземляется инопланетный корабль.

Москва в киноКадр из фильма «Притяжение», реж. Фёдор Бондарчук. 2017

Андрей Звягинцев также делает изображает жизнь на периферии: фильм «Нелюбовь» переносит зрителя в Южное Тушино.

Москва в киноКадр из фильма «Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев, 2017

В 2010-е годы начинается расцвет новой московской архитектуры. Ее можно заметить в короткометражке «8» Анны Меликян: главные герои сняты на фоне делового центра SPEECH, в библиотеке Достоевского, обновленной по проекту бюро Svesmi, и интерьерах здания Захи Хадид Dominion Tower.

Москва в кино

Москва в кино

Москва в киноКадры из фильма «8», реж. Анна Меликян. 2015


100 лет Москвы в 5 сюжетах

Новые порядки в старом городе →
Москва после Революции


Ампир во время чумы →
Москва 30-х годов

Время больших надежд →
Москва в эпоху оттепели

Перестройка и 90-е →
Москва в период распада

Новое тысячелетие →
Москва нашего времени

«Кино глазами инженера» →
Бесплатные кинопоказы в интересных локациях Москвы