купить
журнал



Революция: новые порядки в старом городе

Москва в период НЭПа — это столица молодого и прогрессивного государства, главным рупором которой становятся искусство эпохи авангарда и дома нового быта. Но архитектура прежних времен пока не готова уступать новым хозяевам города.

Москва в Кино

С точки зрения архитектуры эпоха большевизма в Москве заявляет о себе точечно, но от этого не менее революционно. Возникают принципиально новые элементы промышленного дизайна, шрифты, конструктивистские здания и районы. Архитектуре времен империи нанесен большой урон за время гражданской войны.

Однако облик старой, патриархальной Москвы еще не истерся — фактуру этого города запечатлели в документальном фильме «Москва» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Москва снята накануне больших перемен конца 1920-х — начала 1930-х годов, когда она начнет стремительно превращаться в большой индустриальный мегаполис, столицу огромной страны.

Кауфман и Копалин достигают новизны не столько за счет демонстрации новой архитектуры, сколько за счет изображения города в новом свете. Если дореволюционный кинематограф показывал Москву с «рекламной» стороны, то новые режиссеры стремятся зафиксировать непредвзятую действительность: крестьян, рабочих, толкучку на рынках, шумные улицы.

Москва в КиноКадр из фильма «Москва», реж. Михаил Кауфман и Илья Копалин. 1927

Москва в КиноКадр из фильма «Москва», реж. Михаил Кауфман и Илья Копалин. 1927

«С виду та же Москва», — говорится ближе к концу фильма. На экране мелькают Сухарева башня, Сретенский монастырь, Большой театр; со стен Кремля еще не до конца слетела побелка. «Но в результате Октябрьской Революции...» — продолжается текст, а за ним идут кадры: колонна ионического ордера, украшенная пятиконечной звездой; табличка «Всероссийский пролеткульт» на ажурном особняке Морозова в начале Воздвиженки.

Москва в КиноКадр из фильма «Москва», реж. Михаил Кауфман и Илья Копалин. 1927

Видно, что большевики все еще предпочитают имперскую архитектуру, но активно приспосабливают ее под свои нужды. В особняке князя Щербатова теперь Административный отдел Моссовета, а в ресторане «Эрмитаж» — Дом крестьянина. Здание Московского университета на Моховой сохранило свою функцию — как и прежде, это оплот студенчества, но теперь это студенты «нового пролетарского» типа.

Москва в КиноКадр из фильма «Москва», реж. Михаил Кауфман и Илья Копалин. 1927

На мгновение показывают одну из первых эпохальных построек в истории советской архитектуры — мавзолей Ленина, пока еще деревянный и без трибун. Непосредственно во время похорон вождя на этом месте стоял другой деревянный мавзолей, но сразу после закрытия на перебальзамирование тела архитектору Щусеву поручили перестроить склеп в более монументальной форме. Каменный мавзолей появился лишь в 1930 году.

Москва в КиноКадр из фильма «Москва», реж. Михаил Кауфман и Илья Копалин. 1927

Фильм «Аэлита» режиссера Якова Протазанова также изобилует уникальных кадрами города, которого больше нет. Поезд прибывает на станцию Москва Товарная — Курская, а на заднем фоне виднеются храмы у Рогожской заставы.

Москва в КиноКадр из фильма «Аэлита», реж. Яков Протазанов. 1924

Еще один пример приспособления архитектуры под новые функции: Совет Краснопресненского района в 1-м Тверском-Ямском переулке. До Революции в нем располагался Петровско-Александровский пансион-приют, а ныне внутри находится медцентр на базе НИИ нейрохирургии им. Бурденко.

Москва в КиноКадр из фильма «Аэлита», реж. Яков Протазанов. 1924

Отряды кавалерии скачут по Красной площади, а сзади виднеются опоры контактной сети трамвая. Трамваи перестали ходить через Красную площадь тогда же, когда построили мавзолей — в 1930 году.

Москва в КиноКадр из фильма «Аэлита», реж. Яков Протазанов. 1924

До смерти Ленина на месте мавзолея стояла скульптура Фридриха Лехта — Рабочий у наковальни.

Москва в КиноКадр из фильма «Аэлита», реж. Яков Протазанов. 1924

Новая власть не только перестраивает, но и восстанавливает здания имперской эпохи. В кинокартине «Третья Мещанская» режиссер Абрам Роом использует для съемок строительные леса на Большом театре.

Москва в КиноКадр из фильма «Третья Мещанская», реж. Абрам Роом. 1927

Несколько лет после Революции шли споры о судьбе театра, но президиум ЦИК посчитал закрытие «хозяйственно нецелесообразным». Здание обследовала комиссия в числе которой были архитекторы Щусев и Жолтовский, после чего в театре начали укреплять полукольцевую стену зрительного зала.

Москва в КиноКадр из фильма «Третья Мещанская», реж. Абрам Роом. 1927

Москва в КиноКадр из фильма «Третья Мещанская», реж. Абрам Роом. 1927


100 лет Москвы в 5 сюжетах

Новые порядки в старом городе →
Москва после Революции


Ампир во время чумы →
Москва 30-х годов

Время больших надежд →
Москва в эпоху оттепели

Перестройка и 90-е →
Москва в период распада

Новое тысячелетие →
Москва нашего времени

«Кино глазами инженера» →
Бесплатные кинопоказы в интересных локациях Москвы