купить
журнал



Ампир во время чумы: Москва 30-х годов

В 1930-е годы в СССР усиливаются репрессивные настроения и цензура; руководство страны активно вмешивается как в архитектуру, так и в кинопроизводство. И чем сильнее власти давят на искусство, тем больше Москва на экране и бумаге похожа на райский сад. Из-за этого сталинский стиль за глаза называют «ампиром во время чумы».

Москва в Кино

Генплан, утвержденный в 1935 году, меняет Москву до неузнаваемости. На месте снесенных зданий появляются новые широкие проспекты, метро, высотки, парки отдыха и культуры. Правда, это не решает насущных проблем. Горожане по-прежнему теснятся в бараках и коммунальных квартирах, у многих отсутствует доступ к элементарным удобствам.

Ничего из этого на экране мы не увидим — режиссерам и архитектором все время бьют по рукам, с выбором тем приходится осторожничать. Ведущим жанром кинематографа становится комедия. Жизнь в Москве показывают как бесконечный праздник: на улице всегда лето, гремят фейерверки, дети смеются, а взрослые беззаботны, несмотря на все тяготы. Кино тех лет напоминает ожившие картины Александра Дейнеки о счастливых советских людях.

Александр Дейнека, «Стахановцы». 1937 год, Холст, масло. Пермская художественная галереяАлександр Дейнека, «Стахановцы». 1937 год, Холст, масло. Пермская художественная галерея

Разговор об экранной утопии 1930-х начнем с фильма «Новая Москва» Александра Медведкина. Отметим, что несмотря на весь пафос и духоподъемный настрой, фильм не был оценен руководством страны. Вскоре после выхода его запретили к показу — по одной из версий потому, что Москва в нем выглядела слишком уродливо.

По сюжету конструктор Алеша приезжает в Москву с макетом реконструкции города и встречает свою любовь — девушку Зою. Юношеская любовь разворачивается на фоне масштабных изменений в столице СССР.

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

Строятся новые здания министерств. Одно из них на изображении ниже: здание Госплана возвышается над старой застройкой, которую скоро снесут ради строительства гостиницы «Москва».

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

Художник Федя Утин пытается запечатлеть уходящую Москву на холсте, но не успевает — прямо при нем сносят дом, закрывающий панорамный вид на гостиницу «Москва». «Чистое горе, а не профессия, — сокрушается Федя, — сегодня изобразишь, а завтра не увидишь. Или сломают все к чертям, или что-нибудь обязательно выстроят».

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

Фильм снят в 1938 году, через три года после открытия Московского метрополитена. В одном из фрагментов мелькают интерьеры новой станции — платформы «Киевская» Филевской линии.

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

Медведкин изображает не только реализованные здания, но и Москву недалекого будущего, полностью перестроенную в духе сталинского ампира. На юго-западе вырастет новый район, который соединят с центром новой веткой метро (в фильме она наземная), а набережные Москвы-реки станут «лучшим украшением столицы».

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

«Изумительные здания превратят в нашу Москву в город сказочной красоты», — вещает закадровый голос, а тем временем на экране возникает Дворец Советов — главный «символ величия СССР».

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

В фильме показан проект Бориса Иофана, к тому времени уже утвержденный для строительства. По изначальному проекту его высота достигала 250 метров, но окончательный вариант вырос до 415 метров и пяти ступенчатых ярусов.

Москва в киноКадр из фильма «Новая Москва», реж. Александр Медведкин. 1938

При расширении Тверской улицы (на тот момент улицы Горького) передвигают дома. Этот момент тоже нашел отражение в фильме: «Батюшки, куда ж это Москва-то уезжает?», — вопрошает старушка в здании, которое перемещают вместе с жильцами.

Рассмотрим улицу Горького поближе в фильме «Подкидыш» Татьяны Лукашевич. Ближе к Кремлю, на пересечении с Камергерским переулком, снята одна из центральных сцен фильма, в которой героиня Раневской произносит сакраментальное «Моня, не нервируй меня». Видно, что дома совсем новые: фасады еще не потемнели от пыли, пустуют витрины первых этажей.

Москва в киноКадр из фильма «Подкидыш», реж. Татьяна Лукашевич. 1939. Колоризованная версия

В сцене, снятой в районе Чистопрудного бульвара, видны результаты незамысловатого благоустройства: новая детская горка и ограда «елочкой».

Москва в киноКадр из фильма «Подкидыш», реж. Татьяна Лукашевич. 1939. Колоризованная версия

Москва в киноКадр из фильма «Подкидыш», реж. Татьяна Лукашевич. 1939. Колоризованная версия

Погоня в конце фильма разворачивается на территории ВСХВ (ВДНХ). Нам демонстрируют «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной на постаменте Бориса Иофана. Архитектор писал об этой работе: «С некоторых анфасных точек скульптура немного выходит по объему из габарита пьедестала, но с профильных фасадов мне кажется очень свежо, и то впечатление, которое мне хотелось дать, — динамичность, бодрость, стремление вперед, — удалось».

Москва в киноКадр из фильма «Подкидыш», реж. Татьяна Лукашевич. 1939. Колоризованная версия

Следом в объектив попадает главный вход на Выставку — сейчас это арка Северного входа — и павильоны, большинство из которых не сохранились или были переделаны до неузнаваемости.

Москва в киноКадр из фильма «Подкидыш», реж. Татьяна Лукашевич. 1939. Колоризованная версия

Москва в киноКадр из фильма «Подкидыш», реж. Татьяна Лукашевич. 1939. Колоризованная версия

В фильме «Партийный билет» Ивана Пырьева город показан не настолько подробно, зато в начале запечатлено первомайское гуляние на Москве-реке: берега и судна расцвечены огнями, а герои поют о лучшем городе земли под взрывы фейерверков.

Москва в киноКадр из фильма «Партийный билет», Иван Пырьев. 1936

Москва в киноКадр из фильма «Партийный билет», Иван Пырьев. 1936


100 лет Москвы в 5 сюжетах

Новые порядки в старом городе →
Москва после Революции


Ампир во время чумы →
Москва 30-х годов

Время больших надежд →
Москва в эпоху оттепели

Перестройка и 90-е →
Москва в период распада

Новое тысячелетие →
Москва нашего времени

«Кино глазами инженера» →
Бесплатные кинопоказы в интересных локациях Москвы