Гараж в Санта-Монике, США. Арх. Behnisch Architekten

Гараж в Санта-Монике, США. Behnisch Architekten

Задача городского гаража для парковки большого количества автомобилей — грамотно разводить потоки не только машин, но и людей. Здание в самом центре Санта-Моники, где целый день туда-сюда снуют автомобилисты, байкеры, беспечно прогуливающиеся горожане, целеустремленные клиенты торговых центров и вездесущие туристы, сводит риск потеряться к минимуму. Заехать в гараж — по красным подъездным дорожкам. А выйти на улицу или вернуться за машиной — по красным опять-таки лестницам, прорезающим фасад, подобно молниям. Частично они проходят с внутренней стороны, а частично вынесены наружу. Так что заодно, поднимаясь или спускаясь, можно полюбоваться видом на океан.

Красные зигзаги лестниц, впрочем, не единственный динамичный элемент фасада. Цветные металлические клинья, сложенные из двух треугольников, делают с палящим солнцем то же, что волнорезы с океанским прибоем: смягчают, рассеивают и направляют, в данном случае — через перфорированные панели в самую глубину здания гаража. То есть каждый элемент фасада, формируя его неповторимый облик, еще и выполняет строго определенную функцию.

Гараж в Санта-Монике, США. Арх. Behnisch ArchitektenГараж в Санта-Монике, США. Арх. Behnisch ArchitektenГараж в Санта-Монике, США. Арх. Behnisch ArchitektenГараж в Санта-Монике, США. Арх. Behnisch ArchitektenГараж в Санта-Монике, США. Арх. Behnisch Architekten

Гараж Channel Center в Бостоне, США. Spalding Tougias Architects, Inc.

Фасады этого гаража на 970 машиномест и 100 велосипедов гораздо более декоративны: сами авторы называют здание «самой большой инсталляцией паблик-арта в Бостоне». Гараж находится рядом с большим парком, и, чтобы уйти от образа бетонной коробки, задействовали все доступные инструменты: архитектурные, художественные, светодизайнерские. Так, один из фасадов покрыт вертикальными металлическими лентами. Каждая из них аккуратно согнута, и места сгиба образуют рельеф, нивелирующий стабильность металла — кажется, что полосы сделаны из бумаги и даже слегка колышутся на ветру. Объем с прозрачными лифтовыми шахтами артикулирован цветными вставками. А фасад гаража с другой стороны покрыт металлическими перфорированными панелями, но и здесь металл не узнать: он разрисован геометрическими узорами, отдаленно напоминающими телевизионную заставку советских времен, которая появлялась ежедневно после окончания вещания. Хотя конкретно для этого здания по ночам «вещание» только начинается: загораются цветные огни, и зелено-голубой окрас исчезает, уступая место желтому, розовому и глубокому синему. Авторы проекта доказали, что хотели: даже утилитарная структура может стать главной достопримечательностью района.

Гараж Channel Center в Бостоне, США. Арх. Spalding Tougias Architects, Inc.Гараж Channel Center в Бостоне, США. Арх. Spalding Tougias Architects, Inc.Гараж Channel Center в Бостоне, США. Арх. Spalding Tougias Architects, Inc.Гараж Channel Center в Бостоне, США. Арх. Spalding Tougias Architects, Inc.Гараж Channel Center в Бостоне, США. Арх. Spalding Tougias Architects, Inc.

Helix Garage в Лексингтоне, США. POHL ROSA POHL architecture+design

А вот в 1966 году архитекторы о паблик-арте не думали. Гараж на центральной улице Лексингтона никогда ее не украшал — напротив, был бетонным «бельмом на глазу», производящим впечатление чудовищного недостроя. К счастью, спустя почти 50 лет в городском бюджете нашлись средства изменить ситуацию, и здание кардинально реконструировали как внутри, так и снаружи.

Обновлением фасада занималось бюро POHL ROSA POHL. Оголенные проемы этажей теперь закрыты стальным каркасом с навешенными на него стальными панелями, образующими ритмичный рисунок. По краям и на углах эти панели непрозрачные, а те, что перфорированы, размещены в три слоя: у каждого — своя форма и размер панелей.

Третье «рельефное» измерение особенно хорошо считывается в темное время суток, когда включается мигающая разноцветная подсветка. И когда панели становятся горящими «окнами», которые, с одной стороны, по ритму перекликаются с окнами соседних домов, а с другой — образуют нечто вроде спиралей (англ. helix), ставших фирменными символами обновленного гаража. А в дни больших праздников эти спирали окрашиваются в национальные цвета.

Helix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+designHelix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+designHelix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+designHelix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+design

Гараж City View в Майами, США. LEONG LEONG

Название гаража в Майами («вид на город») можно толковать двояко. С одной стороны, само здание спроектировано как украшение этого вида: с шоссе западный фасад гаража предстает мерцающим миражом. Криволинейные ребра из нержавеющей стали с титановым покрытием, окрашенным под золото, создают на поверхности рябь, имитирующую игру бликов на водной глади. Зыбкий узор будто затягивает окружающий пейзаж в свои недра, и вот уже кажется, что он повторяет очертания крон растущих вдоль здания пальм.

А с другой стороны, рельеф фасада устроен так, что изнутри открывается не менее интригующий, пропущенный сквозь стальной ажур городской пейзаж. Светопроницаемость фасада была одним из главных требований заказчика, и нельзя не восхититься художественностью манеры, в которой архитекторы это требование выполнили.

Helix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+designHelix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+designHelix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+designHelix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+designHelix Garage в Лексингтоне, США. Арх. POHL ROSA POHL architecture+design

Гараж-паркинг Baroque в Скопье, Македония. Milan Mijalkovic

А это здание в центре македонской столицы появилось благодаря архитектурному конкурсу, объявленному в 2010 году. Конкурс стал частью масштабного проекта «Скопье 2014», с помощью которого консервативное правительство республики, спустя почти 20 лет после развала Югославии, хотело заново провозгласить национальную идентичность и независимость Македонии посредством архитектуры и урбанистики.

В основу дизайн-кода нового Скопье лег историзм. Стиль вновь возводимых общественных зданий можно охарактеризовать как необарокко — чиновники решили, что именно он сделает республиканскую столицу одновременно европейской, христианской и буржуазной (то есть городом, которым она никогда не была), замаскирует связи с культурой Ислама и сотрет следы модернистского и социалистического прошлого.

Гараж-паркинг Baroque в Скопье, Македония. Арх. Milan Mijalkovic

Итак, согласно техническому заданию, нужно было спроектировать гараж на 315 машиномест с офисными и торговыми пространствами «в стиле барокко, классика, неоклассика, романтика или неоромантика». Проект Милана Миялковича, сделанный вместе с бюро ppag architects из Вены, конкурс не выиграл. Однако так понравился одному из министров в жюри, что тот его анонимно выкупил и подарил городу — с тем, чтобы полюбившийся фасад смог быть реализован в другом месте.

Шансов на победу у Миялковича не было потому, что историческую тему он интерпретировал непривычным образом, взяв за основу барочную идею иллюзорной перспективы. Но если средневековые художники рисовали искусные и неотличимые от реальности пейзажи-обманки, то в данном случае ее искажают до неузнаваемости. Жилой квартал в Вене с любительского фото обвели по контуру, растушевали, размножили, разложили получившийся рисунок на четыре слоя — и нанесли на композитные панели. Что-то барочное и чарующее в этом гараже теперь действительно есть — но вместе с тем здание вызывает чувство смутной тревоги. Впрочем, такое чувство вызывает весь проект «Скопье 2014», так что в этом смысле проект получился более чем символичным.

Гараж-паркинг Baroque в Скопье, Македония. Арх. Milan MijalkovicГараж-паркинг Baroque в Скопье, Македония. Арх. Milan MijalkovicГараж-паркинг Baroque в Скопье, Македония. Арх. Milan MijalkovicГараж-паркинг Baroque в Скопье, Македония. Арх. Milan Mijalkovic

Двухуровневая парковка в Виленье, Словения. ENOTA

Впрочем, гаражи — это далеко не всегда монументальные многоуровневые строения. Город Веленье получил свой статус в 50-е, после того как местные жители фактически с нуля возвели то, что в полной мере отвечало модернистским представлениям о современном городе-саде. Так что фундаментальных построек здесь хватало. А когда количество личного автотранспорта с годами выросло в несколько раз, и стала очевидна необходимость строительства новых парковочных пространств, проект, разработанный как типовой, получился максимально компактным и визуально легким, с одним наземным уровнем.

Двухуровневая парковка в Виленье, Словения. Арх. ENOTA

Второй уровень врыт в землю точно под первым — из соображений экономии наземного пространства: под гаражи приходится задействовать зеленые территории, и затрагивать их хочется по минимуму. Аналогичными соображениями обусловлена прихотливая форма паркинга — чтобы ни одно дерево не пострадало, здание их аккуратно обогнуло.

Въезды на оба уровня находятся рядом. Один из фасадов стеклянный: через него осуществляется вход и выход спешившихся водителей и велосипедистов (для последних на парковке отведено отдельное помещение). Большая же часть ограждающих конструкций представляет собой «гофрированную» ленту из композитного материала с перфорацией, издалека больше похожего на слегка просвечивающий картон. Однако по прочности и устойчивости структура, конечно же, превосходит картон в разы и даже не нуждается в дополнительном каркасе.

Двухуровневая парковка в Виленье, Словения. Арх. ENOTAДвухуровневая парковка в Виленье, Словения. Арх. ENOTAДвухуровневая парковка в Виленье, Словения. Арх. ENOTAДвухуровневая парковка в Виленье, Словения. Арх. ENOTA

Паркинг в Уорике, Англия. One World Design Architects

Закончить наш обзор хотелось бы совсем новым паркингом, о котором мы недавно писали. Двухэтажное здание в графстве Йоркшир стало домом не только для 446 машин, но и 97 тысяч (!) растений, высаженных в виде вертикальной стены на площади порядка 1027 кв. м. На «самой большой зеленой стене в Европе» можно отыскать большую часть видов, формирующих местную флору, плодовые кустарники, которые в будущем обещают приносить ягоды, цветы, привлекающие бабочек, и самшит для гнездования птиц. А главное — все это дышащее зеленое великолепие будет нейтрализовать вредные выбросы в атмосферу, источником которых становятся автомобильные двигатели.

Напомним, что предыдущий рекорд с зеленой стеной был установлен в Милане, где многочисленные растения очищают воздух в гигантском торговом центре.

Паркинг в Уорике, Англия. Арх. One World Design Architects Паркинг в Уорике, Англия. Арх. One World Design Architects Паркинг в Уорике, Англия. Арх. One World Design Architects Паркинг в Уорике, Англия. Арх. One World Design Architects Паркинг в Уорике, Англия. Арх. One World Design Architects

Фото © Behnisch Architekten, Steve Dunwell, Qkerns, FRANK DOERING, Naho Kubota, Darko Hristov, Miran Kambic