Здания, которые помогают отдохнуть: через природу, историю и работу руками

Премия Миса ван дер Роэ включила в число номинантов 6 объектов, где отдых — это не просто удобные кровати и шведский стол, а погружение в контекст и обретение душевного спокойствия.

Здания, которые помогают отдохнуть: через природу, историю и работу руками

Главную европейскую награду в 2019 году разыграют 383 проекта из 38 стран. Мы уже начали разбираться в этом списке и смотрели 9 жилых зданий, планировки которых дают новый опыт жильцам. Продолжаем серию примерами для отдыха и туризма.


Понаблюдать за жизнью норвежского лосося

Арх. Rever & Drage Architects
Люнгдал, Норвегия

Что может быть более успокаивающим, чем наблюдение за проплывающим мимо лососем? Все началось с моста — желающие могли наблюдать с него за мирной жизнью рыб. Потом добавили возможность спуска к рукотворному озеру. А дальше решили, что пора соорудить полноценный центр наблюдения за приключениями речного деликатеса.

Будучи частично скрытым во вплотную обступающем его со всех сторон лесу, он кажется меньше, чем есть на самом деле. У посетителей создается впечатление камерности жилого дома, в то время как внутри спрятана откровенно масштабная площадь.

Благодаря щедрому оконному пространству посетитель сразу окунается в драматический пейзаж — сидя в прямом смысле на обрыве, он наблюдает за водопадом, зеленью леса и, конечно, жизнью рыб.


Поплавать под холмистой крышей

Арх. ENOTA
Подчетртек, Cловения

По заданию архитекторам нужно было «накрыть» водное пространство, не возводя при этом над ним массивной крыши. Причудливое строение «колпаков» разбивает пространство на серию небольших сегментов — внешне они не шокируют посетителей курорта единой пластиной крыши, а становятся своего рода необычным дополнением местности.

Внутри бассейна находиться комфортно и уютно — острые углы «колпаков» срезаны, и пропускают естественный свет внутрь помещения. Изнутри они обшиты светлыми пластинами, поэтому у посетителей рекреации создается впечатление, что они плавают в защищенном пространстве, практически в пещере, где освещение меняется в зависимости от времени суток.

Также примечательно, что несмотря на сложную геометричность форм, крыша спроектирована без каких бы то ни было поддерживающих конструкций в центре. Это была вторая идея: освободить пространство бассейна от колонн, сделав его максимально безграничным в использовании.


Поотмокать в круглогодичных термах

Арх. Archikon
Будапешт, Венгрия

Будапешт по праву считается городом купален — они продолжали строиться сквозь века, и история архитектуры наглядно прослеживается сквозь здания венгерских бань. Термы Палатинус — часть этой архитектурной цепочки, яркий представитель эпохи модернизма.

Термам восстановили первоначальный вид, сделав их при этом по-современному комфортными в использовании — новые раздевалки и душевые кабинки, несколько рекреационных зон с разной температурой воды, открытый бассейн, массажные кабинеты. В отличие от других терм в Будапеште, здесь сохраняется ощущение камерности, так как водное пространство разбито на несколько сегментов.


Погрузиться в себя в общественной бане

Арх. OOPEAA: Office for Peripheral Architecture
Хельсинки, Финляндия

Традиция общественных бань была когда-то очень популярна в Финляндии, и сейчас она переживает второе дыхание. Сауна Лонна расположена на небольшом острове, до которого можно добраться исключительно на лодке. Посетитель сразу настраивается на умиротворенный лад: водная переправа, окружающее со всех сторон море, обособленно стоящий крошечный остров вдали от мирской суеты.

Чтобы подчеркнуть хрупкость природы острова, баня собрана из вручную обработанных брусьев. Для пущей «естественности», устроена она по финской технологической традиции — поленья для топки загружаются снаружи.

На нижнем ярусе находятся парные и раздевалки, а на верхнем — зона отдыха, где можно подремать, почитать или просто понаблюдать за водными просторами. Сквозь огромные панорамные окна открывается успокаивающий вид на море.


Пожить в раннеренессансном домике

Арх. ORA
Микулов, Чехия

Отель в Микулове, расположенный на окраине еврейского квартала, видел многое и пережил десятки пертурбаций. Целью проекта было сохранить хрупкую историю столетий и возвратить здание к былому состоянию, добавив монашеское количество современной начинки.

Гостиница имеет в распоряжении пять комнат в бледных цветовых тонах: желтую, голубую, зеленую, серую и белую. Отсутствие ярких пятен в интерьере и неброские цвета сопутствуют созданию успокаивающего состояния и погружения в исторический контекст.

Во время работ были найдены изначальные слои кладки, которые были отреставрированы. Любые детали, которые можно было использовать заново, были использованы — будь то деревянные брусья, гранитные блоки пола или старые кирпичи. Вся мебель была вручную изготовлена местными ремесленниками, чтобы подчеркнуть аскетичную природу гостиницы и усилить эффект исторического наследия.


Почувствовать себя гончаром

Арх. AF6 Arquitectura
Севилья, Испания

Прикоснуться к корням можно также в трианской Севилье. Исторически здесь было несколько фабрик по изготовлению керамики, но постепенно осталась только одна. Когда было принято решение закрыть и ее, возникла идея преобразовать здание в отель, чтобы сохранить пестрое глиняное наследие в новом виде.

Преобразованная в отель и мастерскую, бывшая фабрика ждет постояльцев круглый год. Помимо занятий керамики, здесь также имеется домашний ресторан с сельской традиционной кухней Испании.

В отделке здания использовались остатки той продукции, которая была изготовлена еще во время работы фабрики. Таким образом, удалось найти новое применение имеющимся материалам, а также сохранить местный колорит в интерьере.


Больше погружения в контекст


Баланс между урбанизацией и традицией →
Как в Китае развивают сельскую архитектуру


Громкое имя, тихая архитектура →
Эдуарду Соуту де Моура и его жилые дома


Подход Татьяны Бильбао →
Как работает архитектура глубоких переживаний


РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще