Природный архитектор

Наиболее знаменитая цитата Фрэнка Ллойда Райта гласит: «Слово „Бог“ я произношу как „Природа“». Будучи главным теоретиком органической архитектуры, он выступал за единство здания, ландшафта и интерьеров. Его постройки не разрушают пейзаж, а подчеркивают ценность природного окружения. Среди прочих проектов по этому принципу Райтом была создана масштабная серия жилых домов, названных «юсонианскими» (‘usonian house’ — от ‘US’, англоязычного сокращения Соединенных Штатов). Архитектор разрабатывал их с 30-х годов и реализовал в общей сложности около 140 построек.

Юсонианская архитектура вторит ландшафту не только в композиционном плане, но и на уровне фактуры: для Райта принципиально важно использовать местные строительные материалы и оставлять их необработанными, максимально приближенными к естественному цвету и фактуре. Неудивительно, что одним из любимых материалов архитектора становится кирпич, ведь при его производстве используется глина, добытая из местных почв. Сочетание кирпичной кладки, дерева и натурального камня сближает здание с ландшафтом и насыщает его разнообразными естественными оттенками. Райт ставил эту природную палитру в противовес европейской модернистской архитектуре, которую критиковал за чрезмерную стерильность и бедность цветовой гаммы.

 

Органическая простота

«Архитекторы и заказчики перепробовали все виды манерности и претенциозности. В моменты просветления, в самых лучших своих проектах они пытались обращаться к живописной простоте, — писал Фрэнк Ллойд Райт в книге „Исчезающий город“. — Пусть же теперь они попробуют обратиться к простоте органичной или, скажем так, к простоте органической. Ощущение жизни как органичной архитектуры, или архитектуры как формы органической жизни — именно такое ощущение необходимо нам сегодня».

«Органическая» и «живописная» простота проявлялась в его зданиях через сведенную к минимуму декоративность и единство внутренних и наружных материалов — если здание сложено из кирпича снаружи, то часть внутренних стен также состояла из неокрашенной кладки.

В частности по этому принципу построен дом Стюарта Ричардсона: кирпич во внутренней и наружной отделке здания сочетается с деревянными панелями и кипарисовой отделкой. Соотношение материалов разнится в зависимости от помещений: спальня состоит из дерева практически целиком, не считая стены с камином; на застекленной террасе, более открытой окружающему миру, кирпича гораздо больше.

 

Римский кирпич

Через материальную составляющую Райт подчеркивал горизонтальность «стиля прерий» — особого направления, разработанного учителем Райта Луисом Салливаном. В одном из своих самых знаменитых проектов, Доме Роби, Райт эффективно использует для этого особый вид кирпича — удлиненный римский кирпич красно-оранжевой расцветки.

Сильный акцент на параллельных линиях дома создается за счет особой кладки: для стыков между горизонтальными рядами кирпичей выбран раствор контрастного светлого цвета, который вдавлен вглубь — так, чтобы кладка создавала тени на фасаде. В свою очередь, вертикальные швы сделаны более тонкими и визуально замаскированы за счет раствора красноватого цвета.

 

Дом как убежище

Чувство защищенности и надежного убежища — характерная черта жилых строений Райта. В «Исчезающем городе» архитектор пишет: «...дом человека — это его залитый солнцем берег; не меньше, чем раньше, — наоборот, более, чем когда-либо, — это убежище для крепнущего человеческого духа». Кирпичная кладка, безусловно, подчеркивала этот аспект его творчества, и его ранний дом в пригороде Чикаго был ярким тому подтверждением. Райт спроектировал его для себя и первой жены Катерины, с которой они вырастили шестерых детей. Второстепенные объемы здесь отделаны гонтом, в то время как центральное «ядро» с каминной трубой сложено из естестественного камня и кирпича. Композиция в сочетании с материалом придает дому визуальную устойчивость и символизирует незыблемость домашнего очага, столь важную для большого семейства.

Личный дом Райта (Frank Lloyd Wright Home and Studio). Чикаго, США. 1889-1898 © Chicago Architecture Center