В 60-70-е годы постмодернист Рикардо Бофилл вывел новую методологию для работы с социальным жильем. Он исходил из дисциплин, не сопряженных с проектированием напрямую, и старался сделать так, чтобы обитатели таких домов гордились ими. В 1970 году в испанском местечке Монтрас появились три дома, где Рикардо Бофилл, по его словам, планировал встретить спокойную старость. Прошло без малого полвека, однако не похоже, чтобы архитектор собирался на покой. 5 декабря ему исполнилось 80 лет, и он по-прежнему руководит барселонской студией Taller de Arquitectura, основанной в 1963 году. Его команда трудится в здании огромного переоборудованного завода по производству цемента и занимается проектами по всему миру — их число давно перевалило за 1000.

Taller de Arquitectura начинали как междисциплинарный коллектив, который рассматривает архитектуру через призму синтеза разнообразных дисциплин — архитектурный проект становится у Бофилла апофеозом изысканий в математике, литературе, истории и других областях.

«Меня интересует градостроительство как отражение социальной модели»
 

Из междисциплинарности он исходил при проектировании социального жилья, известного многим благодаря серии фотографа Лорана Кроненталя «Воспоминания о будущем» (Laurent Kronental, ’Souvenir d’un Futur’). В 1970-80-е годы проекты Бофилла изменили представления о том, как может выглядеть социальная архитектура и как должен чувствовать себя человек в этих стенах.

 
 
Рикардо Бофилл
© David Olivari (Flickr)
 
 

Всего на счету у Taller de Arquitectura десять масштабных объектов социального жилья. Они находятся в Барселоне, Дакаре, и, главным образом, в Париже. По признанию Бофилла, у себя на родине и у «французов» работать было легче, чем в других странах Европы, так как во Франции и Испании проще заявить о себе молодым и иностранным архитекторам.

 

Gaudi District (1968)

Теория: С конца 60-х по 1975 год студия Бофилла вела исследование ‘The City in Space’ («Город в космосе»), целью которого были новые принципы социального жилья в качестве альтернативы муниципальному жилью, разработанному правительством Испании после Второй мировой войны. Архитекторы пришли к выводу, что людям нужно проводить больше времени в общественных пространствах дома, а архитектура должна учитывать национальные особенности застройки. Первым из зданий, реализованных в этом ключе, стал Gaudi District в Барселоне.

Практика: 50% пространств в комплексе — общественные. При этом высокая плотность компенсируется вертикальным распределением площадей. Корпусы разбиты на модули и расположены таким образом, чтобы обеспечить максимально тесный контакт с внешней средой. Модули связаны между собой площадями и портиками. На этаже по 12 квартир, и каждая с уникальной планировкой.

 

Walden 7 (1975)

Теория: Название комплекса в пригороде Барселоны содержит прямую отсылку к роману ‘Walden 2’ психолога и писателя-фантаста Берреса Фредерика Скиннера (Burrhus Frederic Skinner). В книге представлено утопическое общество, и Бофилл стремился создать утопию посредством социальной архитектуры. Он часто обращается к художественной литературе, а во время работы над Walden 7 консультировался с известным испанским поэтом Хосе Агустином Гойтисоло (José Agustín Goytisolo).

«Архитектура — это как литература. У каждого писателя своя манера: кто-то пишет длинными предложениями, а кто-то без знаков препинания. Но главное — это темы, на которые мы высказываемся, широкие вопросы архитектуры».
 
Общий вид Walden 7
© boluddhabcn
 
 

Практика: Бофилл выступал ярым противником того, что с помощью социального жилья всего лишь пытаются «залатать дыры» в городской ткани, и хотел предложить пространство, которое подарило бы людям ощущение праздника и заставило бы их гордиться своим домом. Он убежден, что бюджетное жилье может быть таким же впечатляющим с точки зрения формы, как и памятники архитектуры. Жилой дом, который вырос из проекта Walden 7, напоминает неприступную крепость с терракотовыми стенами: за ними скрываются отдельно стоящие 14-этажные башни, соединенные лабиринтом из атриумов, балконов и переходов.

 

Les Arcades du Lac. Le viaduc (1982)

Теория: Это первый из шести жилых кварталов, реализованных Бофиллом в Париже. Комплекс находится в 10 километрах от Версаля, и впоследствии Бофилл назвал его ‘Versailles for the people’ («Версаль для народа»). Детали ансамбля отсылают к классическим формам архитектуры, но наполняются новой эстетикой, а в качестве главного объекта для интерпретации Бофилл использует структуру французского сада.

Les Arcades du Lac из фотосерии 'Souvenir d'un Futur' © Laurent Kronental

Практика: Проект состоит из двух частей: Les Arcades du Lac («Озерные аркады» — фр.) и Le Viaduc («Виадук» — фр.). «Аркады» состоят из 389 квартир. Структура комплекса отсылает к регулярной исторической застройке: улицы перемежаются круговой развязкой и перекрестками с беседками-портиками. «Виадук» вмещает 74 квартиры и уходит вглубь искусственного озера, практически вырастая из воды. Доступ в подъезды осуществляется через длинный коридор на всю длину дома.

 

Les Espaces D’Abraxas (1982)

Теория: Одновременно с «Озерными аркадами» и «Виадуком» в парижском пригороде Марн-ла-Валле завершили строительство «Пространств Абраксас», которые отсылают к античному театру. Здесь Бофилл руководствовался концепцией, схожей с мыслями французского философа Ги Дебора в трактате «Общество спектакля» (фр. La Société du spectacle, 1967). И тот, и другой определяли жизнь в социуме как театрализованное действо.

«Я всегда думал о жизни городе, да и о жизни в целом, как о театре. Например, улица Rambla de Catalunya в Барселоне — это место, где вы найдете людей гуляющих и наблюдающих, и тех, кто гуляет, глядя на тех, кто наблюдает. То есть это пространство представления».
 
Общий вид © Ricardo Bofill Taller de Arquitectura

Практика: комплекс состоит из трех частей: восемнадцатиэтажного жилого дома le palacio, полукруглого здания le théâtre и домом-аркой l’arc с 20 квартирами. Между ними находится общественное пространство, напоминающее сцену с амфитеатром. В некотором смысле, проект действительно напоминает декорацию. Это не преминул использовать режиссер Терри Гиллиам, который через два года после завершения строительства использовал «Абраксас» для съемок сцен в мрачном фильме-антиутопии «Бразилия». Здание также можно встретить в финальной серии «Голодных игр», где он изображает полицейский Капитолий.

Кадр из фильма «Голодные игры», реж. Гэри Росс © Lionsgate

 

La Residence de la Paix (2010)

Теория: Последний масштабный социальный проект бюро Бофилла был реализован почти 10 лет назад в Дакаре. Архитектору было важно апеллировать к региональным особенностям архитектуры в сенегальской столице, и он черпал вдохновение в небольших кубических объемах африканских городов.

La Residence de la Paix © Ricardo Bofill Taller de Arquitectura

Практика: Улицы сформированы из двух диагоналей, пересекающих центральную площадь. Схема комплекса выстроена по ортогональному плану с четкой ориентацией. Дома в два-три этажа трактованы как модули, которые сочетаются в различных комбинациях. Массивные квадраты и круги на фасадах имеют две функции: они используются в качестве выразительного элемента и образуют наружные балконы и внутренние дворики.

La Residence de la Paix © Ricardo Bofill Taller de Arquitectura