Токио: лаборатория по переработке традиций

Токио — одна из самых крупных, дорогих и густонаселенных столиц в мире. Технологичность здесь идет рука об руку с многовековыми традициями, и это сочетание проявлено везде, в том числе в современной архитектуре. Мы убедились в этом, когда готовили материал о путеводителе по Токио от издательства DOM publishers.

Токио: лаборатория по переработке традиций

С середины XVII века Япония проводила политику самоизоляции — сакоку (яп. 鎖国, буквально «страна на цепи») и не допускала иностранных влияний. Она повернулась к остальному миру во второй половине XIX века, к моменту, когда западная архитектура сделала качественный скачок на волне промышленной революции: появился бетон, зарождались технологии высотного строительства, а вместе с ними — модернистская архитектура.

Поскольку Япония веками варилась в собственном соку, многое из европейской и американской архитектуры было для нее в новинку. Вековой консерватизм отступил перед многообразием экспериментов, в которых японцы зачастую действовали свободнее западных коллег.

Так в XX веке начала складываться современная архитектура Японии, которой посвящен путеводитель DOM Publishers. В нем почти 300 описаний наиболее примечательных зданий, классифицированных по районам города. Помимо фотографий и текстов книга содержит планы объектов и карты с ключевыми точками.

Мы выбрали из книги пять особенностей, которые наиболее точно характеризуют уникальный архитектурный образ Токио.


Предвоенная архитектура


Столица Японии серьезно пострадала от бомбардировок во время Второй мировой войны. Так как жилые дома состояли из дерева и других непрочных материалов, в руины превратилась большая часть города.

Однако японцам удалось сохранить и привести в порядок некоторые довоенные памятники — это, как правило, общественные и административные сооружения. Среди них выделяется центр Hibiya Kokaido, построенный по проекту Кочи Сато. Для Токио 1929 года это было просто огромное здание — оно возвышается на девять этажей.

К тому же периоду относятся еще два объекта: корпус Токийского университета архитектора Йошиказу Учиды (1925) и национальный Парламент (1936), спроектированный Ватанабе Фукузо. Каждое из зданий самобытно по своей сути, и тем не менее в них заметно сходство с западной архитектурой 1920–30-х годов. Это прослеживается в композиции, оформлении и выборе материалов.

Архитектура Японии
Центр Hibiya Kokaido — Корпус Токийского университета — Национальный Парламент


Многообразие форм


В Японии дорогая земля, в связи с чем японским архитекторам часто приходится работать с очень скромными объемами. Их опыт убеждает, что ограничение в площади — не преграда, а повод для творческих экспериментов.

Театр Дзинбочо (2007) в одноименном районе занимает площадь 300 квадратных метров и здание многогранно как по форме, так и по функциям: внутреннее пространство разделено на залы для спектаклей и киносеансов. Бронеподобный фасад, обшитый листовой сталью, — не только эффектный ход в оформлении; благодаря своей массе он стал несущей основой театра. Это позволило архитекторам бюро Nikken Sekkei избавиться от колонн в помещениях.

Архитектура Японии
Театр Дзинбочо — магазин Sunny Hill Dessert — Sunwell Muse Building

Театр находится на углу улицы, что позволяет демонстрировать сразу два фасада и придумывать необычные геометрические решения. Этим также воспользовались Кенго Кума при проектировании магазина Sunny Hill Dessert (2013) и Такато Тамагами в проекте Sunwell Muse Building (2008).


Район Гиндза


Раньше в Гиндзе находился монетный двор, и этот район до сих пор задает планку изобилия — в том числе архитектурного. Здесь собраны самые дорогие мировые бренды и самые большие бутики. Каждый из них занимает отдельное здание, для проектирования привлекают одного из лучших архитекторов мира.

Здание флагманского магазина Hermes (2001) создал лауреат Притцкеровской премии Ренцо Пьяно. Помимо торговых площадей в постройке продуманы офисы, мастерские, выставочные залы и сад на крыше. Магазин копирует пропорции известного сооружения по соседству — штаб-квартиру SONY 1966 года. Ее автором выступил Ёсинобу Асихара, важнейшая фигура в японской архитектуре XX века. Соотнеся свой объект со зданием Асихары, Пьяно сделал своеобразный реверанс в сторону японского коллеги.

Архитектура Японии
Магазин Hermes — Башня Armni Ginza — Mikimoto Ginza 2

Следует отметить, что работу над бутиками Гиндзы доверяют не только знаменитостям. Автором здания Dior значится Рикардо Боффилл, но оригинальную облицовку придумал молодой и малоизвестный архитектор Кумико Инуи. На момент строительства ему было 34 года. Фасад состоит из перфорированной стали и оптоволоконных нитей, — это сочетание напоминает сложную упаковку или узор на ткани.

Архитектура Японии
Здание Dior


Метаболизм


Метаболизм — уникальное архитектурное направление, которое появилось в Японии на фоне экономического взлета и далеко идущих планов по восстановлению Токио. В начале 1960-х молодые японские архитекторы под покровительством Кендзо Танге составили манифест метаболизма, где был прописан их основной архитектурный принцип: здание построено по принципу живого организма с множеством клеток, каждую из которых можно заменить или усовершенствовать.

Архитектура Японии
Пресс-центр в Сидзуоке и жилая башня Накагин

Самые известные работы метаболистов в Токио — это пресс-центр в Сидзуоке Кендзо Танге и работа его наперсника, Кисё Курокавы, — жилая башня Накагин. Общественное здание построено в 1965 году, а многоквартирный дом появился уже на закате метаболизма, в 1970 году. Дальнейшему развитию направления помешал финансовый кризис, так как предложенные архитекторами технологии оказались слишком дорогостоящими.


Дань традициям


Ни одна культура в мире не зациклена на передаче и оттачивании традиций так, как японская. В этом легко убедиться на примере чайного музея Незу (2009): архитектор Кенго Кума с помощью современных материалов и технологий настроил связь с прошлым, а также подчеркнул особенность традиционной японской архитектуры — тонкий баланс между зданием и пейзажем. Бамбуковые посадки снаружи и ламели внутри, форма кровли и традиционный японский сад призваны подчеркнуть «чайный путь» и многовековое искусство чайной церемонии.

Архитектура Японии
Чайный музей Незу

Возвращения к истокам не чурались даже такие смелые архитекторы, как Кисё Курокава (1987): об этом свидетельствует клуб страховой компании Chokaso с каскадной кровлей и решетчатыми террасами. Однако для Курокавы такой проект стал скорее исключением, чего не скажешь о Такаши Сугияме — архитекторе, работы которого буквально сотканы из японских традиций.

Архитектура Японии
Клуб страховой компании Chokaso 

В 2001 году по проекту Сугиямы возвели новый корпус Исследовательского института японского искусства Nihon Bijutsuin. Несмотря на общий минимализм, здание достаточно буквально отсылает к старинным деревянным домам, находящимся в том же районе. По собственным словам, Сугияма совместил «элегантность архитектуры периода Хэйан с современными возможностями».

Архитектура Японии
Корпус Исследовательского института японского искусства Nihon Bijutsuin


 Больше о Японии 

История успеха Такахару Тезуки →
Как архитектор превратил потребности человека в свой метод


Уединиться в стеклянной комнате →
Нетипичный взгляд на приватность от японских архитекторов


Когда традиционное становится современным →
5 построек Кенго Кумы


РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще