Смотровую площадку The Vessel («судно», «сосуд» — англ.) построили по проекту британца Томаса Хизервика (Thomas Heatherwick). Он стал символом нового элитного комплекса Хадсон-Ярдс на Манхэттене. Комплекс включает в себя четыре тысячи квартир, школу, арт-пространство, магазины и офисные здания. Общественные зоны Хадсон-Ярдс стали самыми крупными с момента возникновения Центрального парка. Общую стоимость проекта оценивают в 25 миллиардов долларов. 

The Vessel — это место для прогулок, похожее на лабиринт из 154 лестничных пролетов. Лестницы и площадки между ними сгруппированы в симметричную округлую фигуру, похожую на половинку яйца. Диаметр у основания — 15 метров, в верхней части — около 46 метров. Для отделки выбрали полированные пластины красной стали, в которых отражаются окружающие здания и улицы.


© Raphe Evanoff

The Vessel выглядит эффектно и после открытия получил много хвалебных отзывов: колумнист Guardian Надья Сайей (Nadja Sayej) нарекла его «единственным в своем роде шедевром». Однако далеко не все готовы разделить ее восторг. С первых недель и по сей день творение Томаса Хизервика активно критикуют как журналисты, так и обычные люди, для которых этот объект и был предназначен. Разбираемся, что с ним не так.

Дорогой. Очень дорогой


Единственное, для чего предназначена постройка — это вскарабкаться на высоту 16 этажей и обозревать оттуда город. При этом проект обошелся в 150 млн долларов. Этих денег хватило бы, чтобы с нуля создать экспериментальный научный город Mars Science City от бюро BIG, построить два мемориальных музея в Огайо или трижды реконструировать площадь в Монреале.

Не такой фотогеничный, как кажется


На первый взгляд, в каждая деталь в The Vessel просто создана для Инстаграма. Но его абсолютно симметричная структура не оставляет блогерам шансов — все кадры получаются примерно одинаковыми.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Lu Ferreira (@chatadegalocha) on

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Lambda Garcia (@lambgarcia) on

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Fede Negroni (@negronifede) on

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Bobby Noble (@aurusoriale) on


Бессмысленный


Многие комментаторы недовольны уровнем архитектурного замысла. Один из противников проекта, архитектурный критик Кейт Вагнер (Kate Wagner) пишет в своем эссе ‘Fuck the Vessel’ («К черту Vessel» — англ.), что создатели постройки «пытаются выдать детский бассейн за океан». «Это сосуд для труда без цели», — считает она. «Это лестница в никуда», — вторят ей заголовки СМИ.

«Лестница в никуда: что скрывается за неприязнью к Vessel на Хадсон-Ярдс» — Weburbanist

«Лестница в никуда: удовольствие от ненависти к Vessel на Хадсон-Ярдс» — Artnews

«Лестница в никуда за 150 миллионов долларов открылась на Вест-Сайде» — The New York Times

«The Vessel, красивая лестница в никуда» — i-Italy

«Нью-йоркская лестница в никуда открылась» — MNN

В то же время Vessel отвечает настроению своей эпохи: «Это как если бы Twitter был архитектурным произведением. Вы все идете, и идете, и идете, и в конечном итоге не приходите никуда», — написал обозреватель архитектуры Марк Ламстер.

«Люди выстраиваются в очередь, чтобы дождаться, пока им разрешат подняться и спуститься по лестницам на этой штуке. Нам точно нужен гигантский пылающий метеор»

Вызывает странные ассоциации


Газета The New York Times назвала этот объект «самым большим тестом Роршаха в городе». Vessel волей-неволей вызывает самые разные сравнения, и часто они не в пользу архитектуры. Инстаграмный паноптикум, сосновая шишка, улей, загадочная мусорная корзина, грудная клетка чудовищного робота, алтарь капиталистов — лишь некоторые и самые приличные из них. «Выглядит так, как будто Уэс Андерсон экранизировал ‘1984’ Оруэлла», — сказано в одной из статей, опубликованных после открытия.

Еще сильнее фантазию публики распалил тот факт, что Vessel — это временное название. Людям предложили самим выбрать имя этому проекту. Люди тут же окрестили его «Гигантской шаурмой». Гастрокритик и автор нью-йоркского издания The Eater придерживается того же мнения: «Это может стать самой разрекламированной копией мясной башни всех времен и народов», — пишет он в статье ’Hudson Yards $200M Art Piece Looks Like a Giant Shawarma’.

Лицемерный


Компания-застройщик комплекса Хадсон-Ярдс уверяет, что при строительстве исходили из принципа «все для людей»: вход на The Vessel бесплатный, публика может свободно подойти к нему. Однако критики указывают на то, что дело не в благотворительности. Объект поможет заработать еще больше денег: рядом находится торговый центр, куда теперь проще заменить посетителей; квартиры в домах по соседству будут стоить дороже только на том основании, что их окна выходят на The Vessel (а цены на них и так начинаются от нескольких миллионов долларов).

Кроме того, как выяснилось вскоре после открытия, согласно правилам The Vessel, любые снятые здесь фото, видео и аудио могли быть использованы девелопером в коммерческих целях. Причем навсегда. После возмущения в соцсетях правила слегка смягчили — ваши снимки все еще можно использовать бесплатно, но девелоперу они не принадлежат.

С посетителей Vessel собирают данные с помощью скрытых камер. «За блестящим, техноубарнистическим фасадом скрываются холодные махинации полицейского государства. Архитектура используется как живая приманка для этих целей — и это лишь один из многих симптомов, указывающих на этический упадок общества», — написано в колонке Кейт Вагнер.

Неудобный


The Vessel позиционируют как публичное пространство, но отличие общественных зон состоит в том, что они доступны в любое время. В случае с проектом Томаса Хизервика посетителям сначала нужно записаться на сеанс в определенное время и дождаться своей очереди, чтобы зайти внутрь.

При этом ни на одной из 154 лестниц не предусмотрены скамейки, чтобы передохнуть. Есть лифт, который может поднять вас на вершину — но он останавливается всего на нескольких платформах. Причем, по выражению одного из критиков, само наличие лифта наряду с лестницами, делает этот проект бессмысленным. Подразумевается, что для полноценного опыта вы должны карабкаться 16 этажей вверх, а не ехать в лифте.

Видео панорама 360:

А что об этом думает Томас Хизервик?


Вот как автор проекта отвечает на критику:

«Конечно, я волновался бы, если бы некоторые люди не спрашивали „Что это такое? Почему это так выглядит?“ Мы делали этот проект для всех вокруг, для публики, и получили фантастический отклик. Люди могут писать все что хотят, мы просто счастливы, что это произошло».

Главное фото © Michael Moran