Кураторами воркшопа стали фотографы Алексей Народицкий и Илья Иванов. Оба уверены, что снимать хорошо могут многие, но для запоминающегося снимка качественной техники не достаточно, потому что главный показатель профессионализма архитектурного фотографа — способность рассказать про объект съемки историю.

Программу фотоворкшопа кураторы построили на переходе от теории к практике, где сначала делились со студентами основными законами архитектурной фотографии.

7 правил теории

1. Архитектура — про вертикали

Строгие вертикали — одна из основных технических рекомендаций для архитектурной съемки. При этом в погоне за ровными линиями важно не исказить общую перспективу объекта. И так как архитектуре не нужны широкие ракурсы и острые углы, от этого зависит выбор техники и объектива

2. Погода это важно

Погода самое важное внешнее условие, которое способно как усилить, так и полностью провалить архитектурную съемку здания. Именно поэтому архитектурные фотографы при подготовке к съемке обязательно смотрят метеопрогноз, и исходя из этих данных строят свой съемочный график. При этом речь не обязательно всегда идет о ясной погоде, есть немало объектов, которые выгоднее смотрятся на фоне хмурого неба

3. От общего к частному

Хорошо знакомый архитекторам принцип проектирования работает и для архитектурной фотографии. Так же как архитектор не начинает проектировать генплан участка с расположения пожарных лестниц, так и архитектурному фотографу в каждой серии важно показать расположение объекта в контексте города. А потом уже постепенно приближаться к фактурам фасадов и оконным импостам.

4. Люди в кадре

В строгих офисных интерьерах стерильная статичность допустима, но большой архитектурный объект сам по себе смотрится не органично. Так, раньше по наличию людей в кадре можно было безошибочно отличить европейскую съемку от российской. Но с недавнего времени российские архитекторы поняли, что движение в кадре интересно, а фиксация объекта — нет. При этом на случайные кадры в ожидании движения может пройти много времени, поэтому архитектурному фотографу лучше взять инициативу в свои руки и планировать постановку.

5. Постобработка важна

Постобработка обычно занимает больше времени, чем съемка — к этому просто нужно быть готовым. В жизни не бывает идеальных ракурсов, и не все предметы получится убрать из кадра при съемке, но заказчик почти всегда хочет видеть идеальную глянцевую картинку. Поэтому придется покорпеть за ретушью проводов, розеток и лишних предметов.

6. Деньги важны, опыт — бесценен

В начале карьеры опыт всегда важнее денег, поэтому архитектурному фотографу стоит быть готовым работать бесплатно для портфолио. Кроме того, только на практике приходит понимание нюансов техники, также можно обзавестись знакомствами с потенциальными заказчиками. Главный плюс этого этапа заключается в возможности самостоятельно выбирать интересные объекты для съемки, а не ждать предложений.

7. Чужой объект лучше

Архитектурное образование дает довольно много навыков, понятие о цвете, свете и композиции, на которых и держится фотография. Но чаще всего свои реализованные проекты архитекторы не могут снять наилучшим образом. В этом в первую очередь виноват «замыленный» взгляд.

Практика

После вводной теоретической части о базовых принципах профессии архитектурного фотографа, кураторы предложили студентам применить новые знания на практике.

У каждого фотографа была своя группа и свой объект для съемки. Алексей Народницкий выбрал ВДНХ.

«ВДНХ — уникальный объект, в котором можно проследить всю эволюцию советской архитектуры с 30-х годов XX века до настоящего времени. Участникам будет предложено создать серию фотографий, рассказывающих об уникальной архитектуре и художественных приемах, использованных в оформлении павильонов».
Алексей Народницкий
куратор проекта
 

Илья Иванов выбрал новый кампус Сколтеха по проекту Herzog and de Meuron, так как он считает, что объект дает архитектурному фотографу простор для творчества, благодаря интересным формам, игре света и тени и различным фактурам, а также будет интересен молодым архитекторам как образец работы звезд мировой архитектуры.

«Открытый город» — проект, посвященный архитектурному, градостроительному образованию и карьере, Москомархитектура проводит с 2016 года. Ключевой целью мероприятия является вовлечение студентов архитектурных вузов в реальный рабочий процесс при участии ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды. Проект включает серию воркшопов, лекций и экскурсий, защиту дипломов перед Архсоветом и просмотр портфолио.