В идеях модернистов и конструктивистов стекло было прежде всего выражением концепции свободы: свободного от лишних деталей фасада, свободной планировки — универсального пространства. И когда в начале XX века в моду пришли каркасные конструкции и стало понятно, что можно делать стеклянные стены, мастера того времени тут же взяли эту идею на вооружение.

Здание Наркомзема. А. Щусев, А. Гринберг, при  участии И. Француза, Г. Яковлева. 1928-1933

Ле Корбюзье считал, что ленточное остекление — первая производная железобетонного или металлического каркаса. Порождаемую сочетанием этих материалов техногенность облика в то время иногда еще пытались маскировать (пример — здание Центрального Телеграфа: довольно большая площадь остекления, но при этом элементы ар-деко на фасаде). Однако архитекторы авангарда окончательно внесли ясность, показав, насколько это красиво.

В Москве самая эффектная стеклянная постройка того периода — здание ВЭИ на Красноказарменной улице по проекту А. Кузнецова, братьев Мовчанов, Л. Мейльмана и С. Фисенко. На фасадах огромные поверхности стекла — в расчете на большие залы свободной планировки. У здания Наркомзема архитектора Алексея Щусева площадь остекления меньше, но его ленточные окна и сейчас смотрятся очень современно. Уже тогда стекла умели делать криволинейными, в форме цилиндров.

ДК им. Зуева

Стеклянными цилиндрами маневрировал еще Мис ван дер Роэ, много цилиндрических стеклянных поверхностей у Эриха Мендельсона — как в здании торгового дома «Петерсдорфф» во Вроцлаве. В Москве, пожалуй, самый характерный пример — ДК им. Зуева архитектора Ильи Голосова: лестница заключена в цилиндр из двуслойных стекол в металлических переплетах.

Ивану Николаеву при строительстве общежития для Текстильного института удалось использовать металлокаркас только благодаря тому, что тогда текстильная промышленность была стратегически важной, что давало расширенные возможности. Но когда Кольцов увидел у Николаева на стройке склад металла и написал на эту тему фельетон, того едва не посадили.

общежития для Текстильного института

Так что, хотя такие мастера, как Гинзбург, мечтали о том, что будут строить массовое жилье на каркасе, по факту массовости не случилось.

Что же касается стекла, то и у этой медали была другая сторона. Склонные к идеализации советские архитекторы еще не знали, насколько серьезные проблемы могут возникать в переохлаждением и/или перегревом. Поэтому, например, нельзя было ориентировать стеклянные фасады строго на север (как в здании «Крестьянской газеты» на Тверской) или юг (как в ВЭИ) — а об этом тогда никто не задумывался. Равно как не учитывался тот факт, что в текстильных цехах — по схожим причинам, что и в художественных мастерских — солнечные блики мешают работе, и от ленточных окон нужно отказываться в пользу световых фонарей.

Ле Корбюзьее

Ле Корбюзье, кстати, нечто такое подозревал — в проект здания Центросоюза была заложена разработанная им инновационная система охлаждения. Однако при реализации наши специалисты сочли этот момент неважным, и для защиты от перегрева ограничились двойными шторами.

Использование стекла всегда требовало дополнительных ответственных и продуманных решений — требовало тогда, требует и сейчас.

В том же, что перспективы у стекла в архитектуре огромные, я не сомневаюсь ни минуты. Во-первых, прозрачная структура — это по-прежнему очень современно.

ВЭИ

Во-вторых, производство стекла не требует суперресурсов — фактически, только песок. Во-третьих, сейчас у этого материала гораздо больше интересных свойств, которые в перспективе будут играть все большую роль. Это во времена Ле Корбюзье стекло было хрупким и не закаленным — сейчас оно особо прочное, с защитой от грязи, со свойством «затуманивания» по команде. Активно применяются цветные стекла, стекла со встроенными источниками света, стекла с декоративной печатью и рисунком — стеклянная поверхность может выглядеть очень по-разному.

Изменились и способы крепления стеклянных панелей на каркасе — стало возможным делать поверхности цельными, сплошными, без промежуточных ригелей.

И, конечно же, для проблем перегрева и переохлаждения тоже найдены эффективные решения. Стекло — вне всяких сомнений, материал будущего, который нас еще на раз удивит.

Фото © moskonstruct / flickr.com