Советские мозаики Украины в проекте Decommunized

Советские мозаики редко наделены охранным статусом. Из-за этого они порой подвергаются уничтожению, но память о них остается в таких книгах, как Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaic.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized

Фотограф Евгений Никифоров три года путешествовал по Украине и фиксировал на камеру исчезающее монументальное искусство. Проект перерос в страницу в Facebook, а затем появился в печатном виде в издательстве DOM Publishers. В издание вошли порядка 200 мозаичных панно, и некоторые из них уже невозможно увидеть вживую — они были уничтожены после вступления в силу так называемого закона о декоммунизации, согласно которому на украинских улицах не должно быть коммунистической символики и лозунгов.

С разрешения издательства мы отобрали из каждого раздела книги несколько фотографий и приводим краткое описание к ним.


Люди


Изображение человека играло центральную роль в советской визуальной культуре, и монументальное искусство не было исключением. Власть сделала это направление одним из главных инструментов пропаганды и транслировало через него идеал советского гражданина — такого, каким должен быть настоящий советский человек с точки зрения морального и физического развития.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Валерий Ламах, «К Солнцу». 1971 г, Дворец культуры, Каменское. Рельеф, цемент, керамическая мозаика.

Обычно изображали пару — мужчину и женщину или мать и дитя. Лица их были либо с гиперболизированными чертами, либо оставались андрогинными. Большинству из них придавали славянскую внешность. Разнообразие наций, населяющих СССР, демонстрировалось лишь тогда, когда этого требовал сюжет — например, если это была мозаика на тему «Дружба народов».

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Неизвестный художник, конец 1960-х. Жилое здание, Кривой Рог. Керамическая мозаика


Труд и индустриализация


Еще одним частым сюжетом становится труд. В основном это связано с тем, что многие заводы и фабрики располагали собственными средствами на декорирование зданий. Они запрашивали у художников масштабные панно, которыми украшались внешние и внутренние стены промышленных помещений, а также жилые дома рабочих. Фигуры рабочих наделяли атлетическим телосложением и выраженной мускулатурой. Нередко из-за статичности поз и драпировок одежды они приобретали сходство с героями античных панно.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Т. Бережный, «Земля виноделов и рыбаков». 1971 год, универмаг в городе Очаков. Керамическая мозаика

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Валентин Ковалев. Крытый рынок Черемушки, Одесса. Керамическая мозаика


История и идеология


Советская историография была подчинена жесткому канону и не оставляла художникам пространства для маневра. Когда речь шла об истории СССР, им надлежало показать три изображения: Ленина, Октябрьскую революцию и Гражданскую войну 1917-22 годов. Вождь коммунизма стоял в окружении моряков, солдат и крестьян, но среди идеологически «заряженных» панно попадаются и другие персонажи — например, советские космонавты или национальные герои и классики, такие как Тарас Шевченко и Леся Украинка.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Сергей Светлорусов. Ленин и наука. Институт низких температур, Харьков. Керамическая мозаика

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Неизвестный художник. ДК им. В.Н. Сосюры. Лисичанск, цветная смальта


Спорт и досуг 


В СССР возводили много архитектуры, связанной со спортом, а атлеты были столь же популярными персонажами в искусстве, сколь и рабочие. Мозаики на спортивных объектах маркировали вид спорта, на котором специализируется то или иное здание. В отличие от рабочих, панно со спортсменами нередко придавали смелые стилизации. Были популярны аллегории: пловцов изображали как рыб, бегунов — как птиц.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Неизвестный художник. Спортивный комплекс Киевского государственного университета экономики. Керамическая мозаика

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Валерий Ламах, Иван Литовченко, Эрнест Котков. «Речные виды спорта», 1959-1961. Речной вокзал, Киев. Сграффито


Наука и космос


В 1950–80-е годы становится престижной работа в сфере науки, в частности в НИИ. Новой технической элитой и новыми романтическими героями становятся инженеры. Научную сферу прославляют в том числе через искусство, и в это вовлечены даже авторы с «несоциалистической» идеологией — такие, как братья Стругацкие и Андрей Тарковский. На фасадах НИИ появляются многочисленные мозаики, и здесь они приобретают фантастический или даже театрализованный характер.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Александр Дубовик, 1980. Дворец детского технического творчества, Киев. Цветная смальта

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Галина Зубченко, Григорий Пришедько. «Победа». 1970-1971. Национальный институт рака, Киев. Смальта, керамическая плитка, шлаковое стекло, цветное стекло


Фольклор и национальные мотивы


Советское монументальное искусство было с одной стороны интернациональным, а с другой — использовало для своих нужд народные мотивы, в том числе украинские. На зданиях часто изображали людей в традиционных костюмах и с народными музыкальными инструментами, особенно эта тенденция была развита в небольших населенных пунктах.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Степан Кириченко. «Украинская песня», 1967. ДК в деревне Шевченково, Киевская область. Цветная смальта

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Иван Вихренко, Артем Присяжнюк. «Цвети, Буковня!», 1983. Жилой дом, Черновцы. Цветная смальта


Малые архитектурные формы


С наступлением эпохи модернизма мозаики становятся универсальным видом архитектурного декора — ими украшают любые поверхности. За сложностью мозаичных мотивов скрадывается простота и безыскусность форм и материалов: особенно хорошо это заметно на примере старых автобусных остановок. Их часто декорируют мозаиками с изображением флоры, фауны и национальными мотивами.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Николай Мазур, «Пространственный ансамбль». Парк культуры и отдыха им. М. Чекмана, Хмельницкий. Цветная смальта

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Неизвестный художник, автобусная остановка в селе Тихое. Ровненская область. Цветная смальта


Мозаичные ансамбли


Иллюзия неисчерпаемости ресурсов вдохновляла градостроителей на сверхмасштабные проекты, а художников — на столь же грандиозное оформление зданий. В этом ряду особенно заметны работы супругов Владимира Мельниченко и Ады Рыбачук в киевском Дворце детства и юношества: панно в интерьерах здания призваны полностью погружать в фантастический мир сказок.

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Владимир Мельниченко, Ада Рыбачук. «Волшебная скрипка», 1963-1968. Дворец детства и юношества, Киев. Цветная смальта

Советские мозаики Украины в проекте Decommunized
Владимир Мельниченко, Ада Рыбачук. «О, песнь моя». 1963-1968. Дворец детства и юношества, Киев. Цветная смальта

 

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще