«Сегодня воскресенье, а я иду на работу»: как не бросить учебу и попасть в ОМА

Еще недавно Екатерина Нуждина училась в МАРХИ и не видела себя в архитектуре. Но 2,5 года назад она попала в ОМА и успела поработать в студиях в Гонконге, Нью-Йорке и Роттердаме. Мы расспросили Екатерину, что помогло ей поверить в себя и как устроена внутренняя кухня одного из самых влиятельных бюро в мире.

«Сегодня воскресенье, а я иду на работу»: как не бросить учебу и попасть в ОМА

Начало пути


Я поступила в МАРХИ, но вообще не знала, что хочу быть архитектором — мне больше нравилось рисовать. А потом я попала в студию к Юрию Григоряну, который изменил мою жизнь на 180 градусов. Стало безумно интересно учиться — я наконец поняла, как мои рисование и живопись могут стать архитектурой.

Роль наставника была здесь ключевой. Если бы не Григорян, я бы бросила МАРХИ на третьем курсе и ушла бы рисовать или в историю искусств, но архитектурой точно не занималась бы. Когда тебе не объясняют красоту того, что ты делаешь или можешь делать, это путь в никуда.

Но когда человек влюблен в свой предмет, то ты проникаешься, даже если не видел его. Это как если влюбленный мужчина говорит о девушке, а ты ее никогда не встречал, но она тебе заочно начинает очень нравиться. А потом, когда ты ее встречаешь, она тебе нравится уже по умолчанию.


Боевое крещение


Какое-то время я жила только архитектурой, очень много этим занималась. Мне хотелось все попробовать, и после недолгой работы в «Меганоме» у Григоряна я решила попасть в ОМА. Мне хотелось применить то, что я умею, где-то еще. Я подала заявки в разные студии, и именно в тот момент в студии ОМА в Гонконге искали практикантов. Мне сразу назначили интервью, я сразу его прошла — все случилось так быстро, что я даже не успела понять, что происходит.

И вот так, прямо со студенческой скамьи, я неожиданно попала во взрослую жизнь. Этот опыт был коротким, но очень насыщенным: я поработала на шести проектах за шесть месяцев. Я приехала в августе и думала, что все будет очень кайфово и расслабленно. Но нет: я попала на проект, который назывался Singapore Rail Corridor — парк-реконструкция 24-километровой железной дороги, идущей через весь город.

«Из-за разницы в часовых поясах мы отправляли Рему апдейты часов в 8 утра»


Это было боевое крещение в ОМА и одновременно один из самых трудных проектов в моей жизни. Во-первых, концепцию к тому времени уже придумали, и нужно было делать ключевые вещи — дизайн и продакшн. Во-вторых, это был конкурс масштаба целой страны, так что Рем [Колхас] очень хотел его выиграть. Из-за разницы в часовых поясах мы отправляли Рему апдейты часов в 8 утра, сидели с позднего вечера до восьми часов утра каждый день, включая выходные и праздники. Это было очень тяжело.

Ко всему прочему, у нас было много экспертов — а это автоматически удлиняет процесс, так как нужно согласовать с ними все, что ты делаешь и узнавать, что делают они.

OMAOMA
Singapore Rail Corridor


Как работают в ОМА


Различие между стажерами и партнерами в ОМА минимально, иерархия максимально размыта. Ты работаешь наравне со всеми, особенно на интенсивных проектах. Карьерный рост вполне реален, и если ты заинтересован, то можешь получить тот уровень ответственности, который хочешь. Единственное условие: ты должен посвящать этому все свое время, это отнимет 100% твоей жизни. Люди работают без праздников и выходных. Вот сейчас, например, воскресенье, в Нью-Йорке все гуляют, а я иду на работу.

«Карьерный рост вполне реален. Но это отнимет 100% твоей жизни»


Я люблю свою работу, и даже когда сижу допоздна или задействована в стрессовых проектах, то все равно ловлю себя на мысли, что мне очень нравится, чем я занимаюсь. Здесь чувствуешь себя на своем месте. Здесь очень большая отдача: в ОМА много людей, которые «горят» своими идеями. Это профессионалы из разных стран, все они живут работой, они ужасно заинтересованы — просто фантастика. И уровень проектов, над которыми мы работаем — большая удача. Например, в Роттердаме много проектов связанных с культурой, и маленьким бюро трудно заниматься подобным — клиенты уровня Prada предпочитают работать именно с ОМА.

Фонд Prada в Милане по проекту OMA

Тем не менее ОМА сложно назвать работой мечты — у тебя нет никакой жизни за пределами студии. Но для профессионала, мне кажется, важно получить подобный опыт.


Амбиции


Теперь мне было бы интересно поработать с Херцогом и де Мероном — у них иной подход к профессии, более практический и тонкий. Порой хочется потратить больше времени на проработку деталей, потрогать руками то, что ты делаешь, но в ОМА это не получается из-за графика, ритма, количества проектов — да и просто из-за подхода. Здесь больше внимания сфокусировано на концепциях и исследованиях.

Я также хотела бы вернуться в Россию, но не прямо сейчас — я еще не попробовала все, что хотела попробовать. Сейчас как раз такой момент, когда я знаю, как сделать проект, как его придумать, как быстро сделать презентацию, и у меня появилось больше ответственности. Мы, например, делаем музей современного искусства в Неваде — это короткий проект, но я чувствую, что могу сделать важный и интересный вклад.

Поэтому пока у меня есть пространство для роста и новые задачи здесь, внутри компании, я не хотела бы возвращаться в Москву. Но когда я стану старше и захочу делать что-то свое — почему бы и нет.


Совет тем, кто хочет уехать


Желание уехать в другую страну не должно быть самоцелью — в Москве тоже очень интересно, для архитекторов здесь хороший культурный фон и среда. Когда я уезжала, то хотела попасть именно в ОМА. Я знала, куда и зачем еду, и поэтому никогда не жалела. Но если точно не знать, чего ты хочешь, может сложиться по-другому.

«Я знала, куда и зачем еду, и поэтому никогда не жалела»


Адаптация сильно зависит от города, в котором ты живешь. Из трех городов, где я поработала в ОМА, наиболее комфортным в этом плане считается Нью-Йорк. Здесь никогда никто не чувствует себя эмигрантом, потому что все откуда-то приехали. Впрочем, у меня не было такой проблемы, потому что я большую часть времени проводила на работе, а там комьюнити больше профессиональное, нежели национальное.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще