С верой в лучшее: 6 признаков того, что религиозная архитектура не стоит на месте

Рассказываем, как религия посредством современной архитектуры следит за технологиями, привлекает молодых людей и расширяет полномочия.

С верой в лучшее: 6 признаков того, что религиозная архитектура не стоит на месте

В конце 2018 года объявили победителей Faith&Form — премии, которой награждают лучшие религиозные постройки и ландшафтные объекты. По работам финалистов мы проследили, какие изменения в религиозной архитектуре происходят в наше время.

Переосмысление купола


Купол — важный символ в любой религиозной архитектуре. Он воплощает мироздание, единство, божественное начало. Обычно храмовые купола имеют гладкую и неделимую структуру, но это не относится к бахайскому храму в Чили, построенному в 2016 году.


© Sebastián Wilson León

Проект храма разработали в бюро Hariri Pontarini Architects. Задание звучало обманчиво просто: от архитекторов требовалось здание с круглым залом, в котором по девять выходов, сторон и дорожек (девять — священное число бахаистов). Других зацепок не было — доктрина бахаизма держится на единстве всех религий и не предполагает конкретной атрибутики.

При строительстве использовали 2000 стальных узлов, 9000 кусков стали, 7800 каменных элементов и 10 000 литых стекол

Главный архитектор проекта Сиамак Харири в лекции TED рассказывал, что «это было похоже на проектирование одной из первых христианских церквей или мусульманских мечетей». В бюро долго экспериментировали с макетами и материалами, прежде чем нашли ключевое решение: постройку увенчал купол из девяти полупрозрачных панелей. Они мягко пропускают свет, и в вечернее время от храма исходит мерцание.

Верхний слой купола состоит из очень прочного боросиликатного стекла, на создание которого ушло два года. Под стеклом еще один слой: он нужен, чтобы рассеять свет в зале. Для этого использовали камень из месторождения в крошечном карьере в Португалии. Харири отмечает, что этот камень семь поколений подряд хранился в семейном карьере в Португалии, прежде чем для него появился нужный проект.

© Ian David, Guy Wenborne

Соседство старого и нового


Новые здания пытаются ужиться c историческими предшественниками, заимствуя у них приемы: хорошим примером тому служит павильон при церкви в Провиденсе от архитекторов Centerbrook Architects and Planners.

Здесь современная архитектура мирно взаимодействует с неоготикой: не перекрикивает, но и не пасует перед ней. Павильон для массовых мероприятий пристроен к основному зданию конца XIX века. Современные технологии позволили решить лицевой фасад в виде витража во всю стену. Он органично вписан в историческую застройку за счет решеток, которые отсылают к готическим аркам.

© Jeff Goldberg

Привлечение молодых


В мире растет число людей, которые не причисляют себя ни к одной религии. Речь идет не только об атеизме: например, среди жителей США, согласно статистическим данным, все больше людей без религиозной идентичности. Среди них много подростков. Поэтому некоторые современные церковные проекты нацелены именно на молодых людей.

Часовню Chapel for Saint Mary’s проектировали для подростков, которые учатся в местной христианской школе. Многие из этих детей растут в малообеспеченных и неблагополучных семьях. Отсюда — стремление через архитектуру дать им ощущение безопасности.

Для этого бюро Mark Cavagnero Associates Architects задействовало ряд композиционных и конструктивных приемов: здание максимально открыто за счет большого количества стекла, но при этом масштаб у здания очень скромный . Материалы подобраны таким образом, чтобы мягко отражать свет.

© Henrik Kam

Отсутствие символов


С развитием глобализма в XX веке в мире стали возникать священные места, куда может прийти любой человек вне зависимости от вероисповедания. Такие пространства нужны, чтобы прихожанин достиг определенного состояния ума и мог полностью погрузиться в свои мысли.

Одно из таких мест — Serenity Room («Комната безмятежности»), разработанная Cannon Design для медицинского центра в Калифорнии. Здесь нет ни алтаря, ни других религиозных знаков: лишь белые стены и ряды деревянных скамеек, плавно соединенных с полом. Два узких и вытянутых окна расположены сбоку; в комнату проникает достаточно дневного света, но он не слепит глаза.


© Christopher Barrett Photography

Очень много дерева


В христианской часовне Prayer Space минимализм также указывает на внеконфессиональность. Однако не менее заметна и важна другая черта проекта: обилие дерева в отделке. Зал и скамьи целиком состоят из досок из пихты Дугласа.

Популярность камня веками не ослабевала в церковной архитектуре. Древесина не подходила для этих целей в силу своей дешевизны и недолговечности. Но сегодня она обрела новый смысл: ее фактура, цвет, природное происхождение и способность красиво стареть выигрывают на фоне бетона и других прочных материалов, в которых люди, как известно, больше не испытывают нужды.

В Prayer Space между досками оставлены небольшие зазоры: как объясняют архитекторы DeBartolo Architects, это позволило визуально расширить пространство и впустить больше света.

© ROEHNER + RYAN

Совмещение функций


В новых религиозных проектах много внимания отводится пространствам, где люди могли бы не только молиться, но и собираться вместе для общения. Мы уже писали, как это устроено в Дании, где население все больше отходит от религии; церковь, чтобы сохранить позиции, наделяет храмы дополнительными функциями и обустраивает там кафе, места для отдыха и концертов.

Схожим образом устроена христианская церковь SAJ, разработанная бюро Chérrez y Cantera Architects в Северной Каролине. На первом этаже — помещение для молитв и богослужений, на втором — аудитория, причем ряды сидений сформированы за счет ступенчатого потолка церковного зала.

© José M. Cutillas

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще