Работа мечты: открытия и сюрпризы Best Office Awards 2015

21 мая в Москве состоялось очередное вручение архитектурной премии в области реализованных интерьеров офисов и бизнес-пространств. Archspeech побывал на церемонии и спешит поделиться своими открытиями и наблюдениями — и, разумеется, самыми яркими деталями проектов-победителей. Глядя на них, сегодня можно составить уже довольно точное представление о том, как должен выглядеть офис будущего.

Работа мечты: открытия и сюрпризы Best Office Awards 2015

В этом году в конкурсе приняли участие 109 проектов из России, СНГ и Европы — именно из них экспертное международное жюри во главе с исполнительным директором архитектурной студии Zaha Hadid Architects Кристосом Пассасом определило победителей в 9 номинациях. Приводим их в порядке вручения.

2-я очередь офиса Яндекса на Льва Толстого в Москве

«Организация пространства»: «Яндекс», Москва /АБ «АТРИУМ»

Одна из самых креативных российских компаний, отличающаяся соответствующим отношениям и к своим офисам, конечно же, не могла быть не отмечена жюри. Тем более, что в конкурсе этого года участвовало сразу два офиса «Яндекса» — московский и питерский. Окончательный выбор, однако, пал на Москву — вторую очередь офисных пространств в бизнес-центре «Красная Роза» на улице Льва Толстого.

2-я очередь офиса Яндекса на Льва Толстого в Москве

Победа именно этого интерьера в номинации «Организация пространства» и впрямь заслуженна: центральной идеей в очередных «освоенных» бюро «Атриум» 12 тысяч квадратных метров пространства стала новая система навигации. Вербальным средствам офисов предыдущих поколений (это уже пятая для «Атриума» совместная работа с «Яндексом») авторы проекта противопоставили самые что ни на есть архитектурные — цвет и отделку.

2-я очередь офиса Яндекса на Льва Толстого в Москве

«До этого вопрос решался на словесном уровне: „Яндекс“ проводил конкурс среди сотрудников на имена переговорок, в результате чего на 7-м этаже появлялось помещение с кодовым названием „семь гномов“, а на третьем — „три сестры“. Сейчас это тоже существует, в соединении с цветовым кодом этажа, но уже как вспомогательная система по отношению к нашему формальному решению, при котором каждый блок с кухнями, переговорными, лаунжами обрел свой образ и отделку», — рассказывает Вера Бутко, один из авторов проекта.

Подробнее о проекте Яндекс, г. Москва

Microsoft, Москва/ UNK project

Бренд и имидж: Microsoft, Москва/ UNK project

Сегодня в недрах офисов IT-компаний рождаются инновационные решения не только в области компьютерных технологий. Так, в новом московском офисе Microsoft — уже второго, сделанного совместно с бюро UNK project, — в главном презентационном зале выставлены, помимо прочего, модели мини-бизнес-пространств: «кабинет руководителя», «типовое рабочее место» и «домашний офис». Любая из них по необходимости задействуется в рамках обучающей лекции и мастер-класса: демонстрация и обучение — две главные задачи, которые решали авторы проекта.

Microsoft, Москва/ UNK project

Microsoft, Москва/ UNK project

Передовые технологии в компьютерной сфере интерьер офиса, безусловно, тоже в полной мере демонстрирует. Блестящее воплощение именно этой идеи склонило жюри признать проект лучшим в номинации «Бренд и имидж».

Как прокомментировал Алексей Кандидов, управляющий инфраструктурой Microsoft по Центральной и Восточной Европе, «приоритетом в данном проекте для нас как для заказчика являлась необходимость представить компанию Microsoft тем, чем она в действительности является: высокотехнологичной компанией, работающей на переднем крае самых передовых компьютерных технологий. Поэтому большое внимание уделялось, помимо технологичности и функциональности, современному дизайну, способному данную идею подчеркнуть».

Microsoft, Москва/ UNK project

Microsoft, Москва/ UNK project

Поэтому техно-лаборатория сделана с прозрачными и открытыми взглядам наклонными стенами и всегда вызывающей ощущение чего-то «космического» цветной подсветкой. «Гостьей из будущего» кажется и стойка рецепции из кориана: при нажатии кнопки ее белая поверхность превращается в пикселизированный экран для проекции различных световых сценариев. А рисунок ковролина в стиле 60-х напоминает о начале великой компьютерной эры.

Подробнее о проекте Microsoft

«Райффайзенбанк», Москва/ OFFICEPROJECT

«Акустический комфорт»: «Райффайзенбанк», Москва/ OFFICEPROJECT

Сегодня 11 этажей бизнес-центра, отданных под офисные пространства австрийского банка, — один из крупнейших проектов офисной недвижимости в Москве. Архитекторы бюро OFFICEPROJECT применили в нем целый ряд эффективных планировочных и декоративных приемов. Это и акцентная отделка стен со вставками из искусственного мха, и «брендированные» лайт-боксы с пейзажами Австрии.

«Райффайзенбанк», Москва/ OFFICEPROJECT

«Райффайзенбанк», Москва/ OFFICEPROJECT

Однако жюри особенно высоко оценило неформальный подход к созданию акустического комфорта: помимо гасящих шумы покрытий (утолщенного ковролина, потолков с акустическим флисом) авторы проекта применили определенные планировочные решения. В частности, изолировали зоны с большим количеством техники и ближайшие к проходам рабочие места.

Подробнее о проекте Райффайзенбанк

Publicis Groupe, Москва / VOX Architects

«Светодизайн»: Publicis Groupe, Москва / VOX Architects

В логотипах 9 медиа-групп, которые объединяет самый крупный в Европе рекламно-коммуникационный холдинг Publicis Groupe, встречаются все оттенки радуги и не только. И чтобы пространство всегда оказывалось решенным в нужных на данный момент «фирменных» цветах, архитекторы пошли по очевидному и в то же время инновационному пути.

Publicis Groupe, Москва / VOX Architects

Publicis Groupe, Москва / VOX Architects

Логотипы они «разложили» в линии 9 разных цветов, которые протянулись по всем стенам нового офиса. А сами стены и разделяющие колонны сделали световыми, меняющими свой цвет от белого — до любого из палитры RGB, в соответствии с заданным сценарием.

Publicis Groupe, Москва / VOX Architects

Так что светодизайн в этом интерьере стал и в буквальном смысле проводником корпоративной айдентики, и средством навигации, и ярчайшим методом декора.

Подробнее о проекте Publicis Groupe

VIP-залы аэропорта «Курумоч», Самара / Nefa Architects

«Дизайн-идея»: VIP-залы аэропорта «Курумоч», Самара / Nefa Architects

Эта пара — компания «Аэропорты регионов» и архитекторы Nefa Architects — стали победителями Best Office Awards уже дважды: в прошлом году их совместный проект екатеринбургского аэропорта Кольцово завоевал приз в номинации «Бизнес-пространство в общественном интерьере».

VIP-залы аэропорта «Курумоч», Самара / Nefa Architects

VIP-залы аэропорта «Курумоч», Самара / Nefa Architects

На сей раз преобразования коснулись крупнейшего воздушно-транспортного узла Поволжья — аэропорта вблизи города Самара, наконец-то получившего VIP-залы для пассажиров внутренних и международных рейсов должного уровня.

Дизайн-идея, столь высоко оцененная жюри, непосредственно связана с полетами — но межпланетными. Ведь в Самаре с 60-х годов работает самый крупный в России ракетостроительный завод. Новые VIP-залы — тоже ракеты, и даже космические корабли: многочисленные провода, лампочки, обтекаемые пространственные линии, обилие белых и блестящих поверхностей. Все, как в «Солярисе» или «Звездных войнах», саундтреки из которых транслируются в постоянном режиме.

VIP-залы аэропорта «Курумоч», Самара / Nefa Architects

На церемонии дважды победители сообщили, что рассчитывают получить заветную награду и в третий раз — активно ведется работа над аэропортом Нижнего Новгорода. Любопытно, куда архитекторы захотят нас «перенести» в следующий раз!

Подробнее о проекте Аэропорт «Курумоч»

лобби БЦ Arcus III, Москва/ Aukett Swanke

«Лучший атриум бизнес-центра»: лобби БЦ Arcus III, Москва/ Aukett Swanke

У международной архитектурной компании Aukett Swanke есть офисы в 8 странах по всему миру, в том числе в России, так что опыь проектирование бизнес-центров у них, мягко говоря, огромен. Причем в соответствии со всеми общепринятыми европейскими стандартами: например, проект бизнес-центра Arcus III подан на сертификацию BREEAM.

лобби БЦ Arcus III, Москва/ Aukett Swanke

Помимо внешнего облика здания, бюро разрабатывало интерьеры входных групп и лобби, и закладывала их на стадии проектирования. И хотя получившиеся лобби можно назвать атриумом лишь с натяжкой — в основном благодаря внешним фасадам со вставками цветного стекла и внутренней стеклянной же стене — в эффектности ему не откажешь. Главным образом благодаря мрамору: белым отделан пол, а темно-синим, с красивейшей фактурой тщательно подобранных друг у другу по рисунку панелей, — еще одна стена.

лобби БЦ Arcus III, Москва/ Aukett Swanke

«Задача, стоявшая перед архитекторами Aukett Swanke, — создать лобби, не похожее по своему дизайну и качеству исполнения на что другое, сделанное ранее в Москве, — отмечает Ник Пелл, директор дизайна интерьеров Aukett Swanke. — Команде удалось реализовать проект, как задумывалось, и даже превзойти наши ожидания. Мы гордимся нашим проектом и считаем его показательным для нашей компании в России и за ее пределами».

Подробнее о проекте БЦ Arcus III

Kaspersky Lab в Лондоне

«Лучший зарубежный проект»: Kaspersky Lab, Лондон / OFFCON

Лаборатория, из которой с завидной регулярностью выходит в тираж популярный антивирус, из Москвы «телепортировалась» прямиком в Лондон. Здесь даже появилось «дождевое облако» — но не белое и пушистое, а холодно-жесткое, с острыми гранями, цифровое.

Kaspersky Lab в Лондоне

«Пространства, углы, линии — все призвано напоминать посетителю о тех новейших достижениях, на которые мы способны в нашем бесконечном стремлении спасти мир от киберпреступников», — объясняет Кирилл Славин, управляющий директор, Kaspersky Lab UK Ltd. — Наш бизнес требует жестких решений. Зеленые войлочные диваны с высоким спинками — убежище для уставших от напряжения сотрудников, но неискушенному клиенту они должны казаться джунглями, погружающими в атмосферу бдительности и пристального профессионального внимания«.

Kaspersky Lab в Лондоне

Что касается непосредственно сотрудников, то убежище они могут обрести и за пределами упомянутых зеленых креслел: архитекторы подошли к проектированию рабочего пространства как к планированию городской среды, сомасштабной человеку. Злополучный open-space тщательно зонируется — и в нем появляются места для печати документов и их хранения, непринужденных встреч и деловых переговоров, перекусов и «перекуров»... уединения со своими мыслями, наконец.

Kaspersky Lab в Лондоне

Кстати, подобный подход для OFFCON — не единичный случай, а выработанная система: на проходившей перед церемонией вручения премии конференции Office Design & Dialogue ведущий архитектор бюро Федор Ращевский подробно излагал свои методы и теории под общим названием «Оптимистичная архитектура».

Подробнее о проекте Kaspersky Lab

Ferrero, Москва / LINE Architects

«Приз зрительских симпатий»: Ferrero, Москва / LINE Architects

Проект для производителя кондитерской продукции родом из Италии был, наверное, одним из самых «вкусных» номинантов. Видимо, этим и объясняется любовь к нему со стороны интернет-пользователей. Хотя само пространство не особенно большое — два этажа бизнес-центра, а на данный момент реконструирован согласно проекту и вовсе только один из них.

Ferrero, Москва / LINE Architects

Ferrero, Москва / LINE Architects

Кричаще ярких или эпатажных акцентов вы здесь не найдете. Да и зачем они в интерьере, выполненном во всех оттенках шоколада? Рисунок пола, напоминающий аккуратно растекшийся кофе, визуально собирает все пространство воедино. А композиционным и смысловым центром стал кофе-пойнт (другими словами — полностью оборудованная кухня), помещенный в полностью прозрачный модуль.

Подробнее о проекте Ferrero

Pernod Ricard Rouss, Москва / UNK project

«Гран-При»: Pernod Ricard Rouss, Москва / UNK project

Еще одна победа этого года команды UNK project — прекрасный пример того, что даже офисы тех компаний, которые не входят в группу так называемых «креативных» (IT-технологии, телекоммуникации, рекламные агентства etc.), могут стать настоящим событием в мире интерьерного дизайна. Проектируя, по определению управляющего партнера бюро Юлии Тряскиной, «простой интерьер, который должен был передать семейный дух и долгую историю», архитекторам удалось найти действительно уникальный образ, условно названный ими «французской квартирой».

Pernod Ricard Rouss, Москва / UNK project

За что мы любим, скажем, интерьеры мансард Парижа или домов Прованса? Прежде всего — за ощущение необыкновенного уюта и подлинности всего того, что тебя окружает. Видавший виды паркет, деревянные панели на стенах, состаренный металл, всевозможные милые «диковины» (например, светильник в виде лошадиной головы).

Важна и расслабляющая атмосфера: к чему нужны ресепшн и столы переговоров, если и то, и другое можно заменить барными стойками? В интерьере от UNK project барная стойка одна на все четыре переговорные — наверное, самая длинная в Москве, но в зависимости от формата мероприятия легко зонируется и разгораживается.

Pernod Ricard Rouss, Москва / UNK project

Переговорные, впрочем, достойны отдельного внимания. Это настоящие «шкатулки с секретом», вещи в себе, дизайн которых вдохновлен историей того или иного бренда компании. Одна переговорная превращена в магазин мужского платья на Бонд-стрит, вторая — в армянское кафе. В третьей переговорной открывается вид на горные вершины Алтая, а четвертая, вне всяких сомнений, напоминает ирландский паб.

Pernod Ricard Rouss, Москва / UNK project

Переговорные — главные украшения «рабочего» этажа, все остальные зоны которого оформлены по максимуму функционально и без излишеств. И, благодаря такому грамотному распределению ресурсов и расстановке акцентов, имиджевые зоны удалось сделать выразительными и нестандартными.

Подробнее о проекте международной компании Pernod Ricard Rouss

2-я очередь офиса Яндекса на Льва Толстого в Москве

Напоследок — обещанные открытия и сюрпризы. Во-первых, обращаем ваше внимание, что двух победителей мы уже представили в нашем недавнем обзоре номинантов по выбору редакции: угадывание двух из пяти — совсем неплохой результат!

Во-вторых, впервые за пятилетнюю историю премии в номинации «Лучший зарубежный проект» приз взяло российское архитектурное бюро, и это самый говорящий показатель высокого качества отечественной архитектуры.

Kaspersky Lab в Лондоне

И в-третьих, представленные работы в этот раз были действительно на редкость разнообразными и конкурентоспособными, причем именно в международном контексте. В приватном интервью archspeech Кристос Пассас — правая рука знаменитой Захи Хадид — рассказал, что был сильно впечатлен тем, что увидел на конкурсе практически все, что сейчас есть на мировом рынке коммерческой недвижимости.

«Представлен весь возможный спектр: от интерьеров, выдержанных в строгой корпоративной стилистике, и интерьеров, заказчики которых очевидно могли себе позволить в плане дизайна очень многое, — до простых и функциональных проектов. Интересно было видеть их все в рамках одного конкурса».

Pernod Ricard Rouss, Москва / UNK project

Пусть не все офисы в Москве таковы, но налицо, по словам Пассаса, значительные улучшения в подходах, смелость цветовых и планировочных решений, признаки следования общемировым тенденциям.

И главная из них — уход от набивших оскомину с 50-х годов прошлого века «рабочих ячеек», когда ты приходил на работу — и либо все время проводил в изоляции, либо, наоборот, у всех на виду, когда «ячейки» физически ничем не разделялись.

Pernod Ricard Rouss, Москва / UNK project

К счастью, люди уже начали понимать, что «работа мечты» совсем другая. Осознали себя не как отдельную деталь рабочего механизма, а как его неотъемлемую часть. Осознали свое право на личное пространство и комфорт. Сформировался новый социальный заказ — и российские архитекторы, очевидно, достойно включились в процесс его выполнения.

Полную версию интервью с Кристосом Пассасом из Zaha Hadid Architects читайте на портале archspeech.com на этой неделе.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще