«Проезжая мимо сменяющих друг друга культурных центров, шумных коммерческих кварталов и безмятежных жилых комплексов, расположившихся вдоль новой набережной Осло, знакомишься с городом по-настоящему» — архитектурный критик Фальк Йегер (Falk Jaeger).

История Осло насчитывает более тысячелетия. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что люди поселились здесь еще в X веке. Несмотря на богатую и долгую историю, Осло остается самой маленькой скандинавской столицей. По состоянию на 2019 год здесь проживает чуть более 670 тысяч человек.

При этом, согласно путеводителю DOM Publishers, это один из самых динамично развивающихся населенных пунктов в Европе. Городская жизнь здесь процветает, а в числе архитекторов, которые отметились в Осло, много звезд. Среди них Ренцо Пьяно с проектом Музея современного искусства Аструп-Фернли, и MVRDV, при участии которых создавалась масштабная застройка набережной в районе Бьёрвика (Bjørvika).


© iStock / william87

Впрочем, не стоит забывать, что Осло — это не только архитектура, а прежде всего природа. Именно фьорды и море, а не люди, сформировали уникальный облик норвежской столицы. О его жителях говорят, что они рождаются «с лыжами на ногах» — и это закономерно для города, который со всех сторон окружен величественными скалами. Их темно-серые силуэты — первое, что видят путешественники, когда прибывают сюда на пароме.

Путеводитель, по которому мы составили впечатление об этом городе, поделен на семь частей: четыре внутри города и три поблизости с ним. Книга охватывает все типы зданий, от бруталистских церквей до горнолыжных трамплинов — в общей сложности более 150 объектов, построенных с XX столетия. Основную часть предваряют два эссе об истории новой архитектуре города.

Мы изучили издание и выбрали из него несколько примечательных объектов.

Ратуша

арх. Arnstein Arneberg, Magnus Poulsson. 1950

Здание, где решают судьбу Осло, строили больше 30 лет — с 1918 по 1950 годы. Изначально проект был калькой с однобашенной ратуши Стокгольма, однако проблемы с финансированием отложили реализацию. Окончательный вариант, вдохновленный ранней модернистской архитектурой, утвердили в 1930 году. Наконец, после Второй мировой войны здание достроили, а главный холл украсили масштабными фресками. Большую часть года ратуша открыта для всех желающих, однако в некоторые даты попасть внутрь невозможно — например, 10 декабря, в день церемонии вручения Нобелевской премии мира.


© Tomas Sereda

Нобелевский центр мира

арх. Дэвид Аджайе (David Adjaye) (пространство выставок). 2005

Раньше в этом историческом здании находился железнодорожный вокзал, однако в XXI веке его перестроили для экспозиций и событий, посвященных Премии мира. За облик интерьеров отвечал британский архитектор Дэвид Аджайе — чтобы создать «музей без физических экспонатов», он использовал цвета, свет и текстуры. В год открытия своего рода символом модернизации стал простой металлический павильон перед главным входом.


© adjaye.com

Метро в Осло


Это самая крупная в мире система метро для полумиллионного города. Она насчитывает 95 станций, большая часть из них построена на поверхности. Подземные платформы пробиты в горной породе.

Одним из самых красивых примеров подземной архитектуры является западный вход станции Nationaltheatret (арх. Arne Eggen, 1999). Это длинный загнутый тоннель, отделанный рифленым бетоном. Среди наземных выделяется пригородная платформа Slependen (арх. Arne Henriksen, 1993). Чтобы перейти на другую сторону платформы, нужно зайти в ротонду, изнутри облицованную сосной, и подняться по изящному винтовому пандусу.

Церковная архитектура


В плане храмовой архитектуры Норвегия не обладала такими обширными и пышными традициями, как другие европейские страны. Отчасти этим обусловлена вольная трактовка сакральных зданий. В Осло довольно много необычных современных церквей; заметно, что их архитектура опирается в первую очередь не на религиозную, а на природную составляющую.

В одной из них, Bøler church (арх. Hansen/Bjørndal, 2011), помещения пришлось распределить по нескольким уровням, чтобы здание не разрушило целостность ландшафта. При проектировании другого храма, Mortensrud church (2002), архитекторы Jensen & Skodvin старались оставить максимальное число деревьев, и некоторые стволы растут практически вплотную к фундаменту. Элементы горной породы, на которой стоит здание, были сохранены и оставлены открытыми.