В 2014 году на первом этаже Медицинского института им. Вейла Корнелла в Нью-Йорке появилась Discovery Wall — инсталляция креативной студии Squint / Opera. Она состояла из 2800 миниатюрных разноцветных экранов в обрамлении круглых акриловых дисков, которые придавали сходство с чашками Петри или предметными стеклами микроскопов.

Подойдя к зданию вплотную, случайный прохожий обнаруживал невероятно детализированные снимки биологических клеток, бактерий, тканей — всего того, с чем исследователи института непрерывно имеют дело, но что остается за кадром для большинства людей. Изображение сопровождались пояснительными текстами. Тем самым архитектура вознаграждала зрителя небольшим открытием, как если бы он заглянул в микроскоп.

Инсталляция, ставшая «оживленным воплощением работы института», — один из многих вариантов использования медиа, благодаря которым современные здания становятся более информативными и привлекательными. «Никто не предлагает превращать города в Таймс-сквер, — сказала в 2019 году основатель Squint / Opera Элис Бриттон (Alice Britton) на панельной дискуссии, посвященной медиа-архитектуре. — Есть масса мелкомасштабных, красивых и замысловатых способов вплетать медиа в вещи. И не все из них подразумевают огромные рекламные щиты».

 

Первые фасады

Одна из первых попыток «вплести медиа» в архитектуру была предпринята в 1986 году, когда в японском городе Канагава появилась «Башня Ветров» по проекту Тойо Ито (Toyo Ito). В дневное время здание выделялось на фоне прочих небоскребов разве что своей необычной цилиндрической формой. Однако в ночное время оно озарялось всеми красками — 1300 ламп, 12 неоновых колец и 30 фонарей меняли цвет в зависимости от силы ветра и уровня шума.

В 2000-е годы подобные решения стали общим местом: в Вене с 2004 года переливается огнями Uniqa Tower, Макао озарен светом Grand Lisboa Resort Hotel и Casino Grand Lisboa, а в Йоханнесбурге по ночам светятся офисные центры Coca-Cola и Nike. Чуть раньше, в 1996 году билборды засияли на Таймс-сквер, сделав это место одним из наиболее «инстаграмных» в городе.

 

Время развлечений

Сегодня медиафасады по-прежнему активно используются в сфере торговли и развлечений. Технологии позволяют мгновенно изменять облик зданий посредством световых сценариев или видеоконтента, создавать сложные визуальные эффекты и налаживать информационно-эмоциональный контакт с потенциальными клиентами и покупателями.

Торгово-развлекательный центр Iluma в Сингапуре получился «празднично-веселым, как детская игрушка» — во всяком случае, так воспринимают его авторы архитектурного проекта, бюро WOHA. Здание раздроблено на контрастные объемы, облицованные солнцезащитными панелями вперемежку со светящимися многогранными ячейками, которые служат для световых медиа-представлений.

Медиафасад подчеркивает архитектуру развлекательного ночного комплекса Klubhaus St.Pauli в Гамбурге. Меняющиеся изображения и структурные элементы являются одинаково важными в формирования индивидуального облика постройки, вместившей в себя музыкальный клуб, офисные помещения, бары и рестораны, а также концертные площадки. Авторы проекта — akyol kamps bbp architekten и студия дизайна Urbanscreen.

Павильон для проведения мероприятий (арх. Baumschlager und Eberle) на берегу австрийского озера Констанс демонстрирует тесное взаимодействие света и материала. Здание из полупрозрачного стекла с «морозной» текстурой по ночам освещено 12 встроенными светодиодами RGB. Они отображают более 16 миллионов цветов, создавая динамические цветовые сценарии.

 

Свет на страже культуры

Медиафасады широко используются и в культурных объектах. В этом случае архитекторы могут позволить себе более творческие и нестандартные решения — такие, как в Музее рока и поп-музыки в норвежском городе Тронхейм.

Музей занимает здание, некогда служившее складом зерна. Постоянная экспозиция находится в прямоугольной надстройке на длинных опорах. Она облицована железными панелями с изображениями обложек альбомов и логотипов музыкальных лейблов. Более 13 000 светодиодов расцвечивают здание ночью — по замыслу бюро Architects Pir II, это сделано для того, чтобы придать зданию два совершенно разных облика в дневное и вечернее время.

© wikipedia.org

В фасад Художественного музея в австрийском Граце встроена матрица из 930 люминесцентных ламп, каждую из которых можно отрегулировать индивидуально как по оттенку, так и по яркости. Это позволяет наносить на фасад схематическую анимацию, графику и надписи, которые отображаются со скоростью 20 кадров в секунду.

 
© wikipedia.org
 
 

 

Яркое детство

Стоит отдельно упомянуть о медиафасадах в объектах, связанных с детьми. Динамические световые эффекты стимулируют воображение и придают зданию более дружелюбный и эстетичный вид — такой, как у детского центра Tianyi Lake Dream Town в китайском городе Тайань. Сияющая светодиодная мозаика вдохновлена детскими рисунками и озаряет здание по ночам, в то время как днем оно выдержано в нейтральном белом цвете.

© Qingshan Wu