Японский архитектор Кенго Кума (Kengo Kuma) спроектировал «часовню из березы и мха» для горного поселка Каруидзава в префектуре Нагано в Японии. Главным элементом проекта стали колонны из неотесанных березовых стволов. Они сливаются с окружающим лесом не только благодаря внешнему виду, но и тому, что расположены в нарочито хаотичном порядке.

Колонны поддерживают крышу из стекла и стали, и сквозь прозрачную кровлю на стволы свободно льется дневной свет. Между колоннами стоят скамьи из прозрачного акрила.

В довершении эффекта Кума покрыл мхом пол как внутри часовни, так и за ее пределами. Прихожане добираются сюда по мощеной камнем тропинке, а перед входом посетителей встречают арт-работа в форме сердца французского современного художника Жана-Мишеля Отонила.

Подробнее о подходе Кумы — в нашем материале «Кенго Кума объяснил, как новые технологии помогают ему приблизиться к природе».

© Kengo Kuma and Associates

Тем временем в Южной Германии, в окрестностях баварской деревни Унтерлицхайм, реализовали часовню по проекту британца Джона Поусона (John Pawson). Главный материал здесь — Дугласова пихта. Здание построено на бетонном цоколе и сложено из 61 ствола, каждый из которых был срублен в одном из шести местных лесничеств.

Посуон сравнивает эту работу с грудой бревен, сложенных на просушку. Пихтовые стволы образуют продолговатое помещение, куда ведет узкий проход. Вдоль одной из стен тянется скамья, напротив нее вырезано квадратное окно. Еще один источник света находится напротив входа. Это узкое отверстие в форме креста в алтарной части. Наконец, на уровне потолка свет проникает через узкие отверстия.

© Eckhart Matthäus

Натуральный материал создает внутри теплую и тактильную среду, в то время как наружная часть здания будет эволюционировать и выветриваться со временем, становясь частью леса и его обитателей.

© Eckhart Matthäus

Большой текст о Поусоне и его непростом пути к карьере архитектора: «Монах от архитектуры. Джон Поусон и его минималистичные проекты»