Познать себя через архитектуру: что интенсив может изменить в жизни подростка

«Здесь работают с ощущениями, с эмоциями, и все это выливается в совершенно потрясающие вещи» — мы записали, какие открытия делают в себе школьники после трех недель архитетурных занятий.

Познать себя через архитектуру: что интенсив может изменить в жизни подростка

В середине октября в школе МАРШ стартует МАРШroot — годовая программа для детей от 12 до 16 лет. Проверкой перед большим курсом стал летний интенсив, который длился три недели. В течение этого времени подростки под покровительством кураторов из бюро «Дружба» и детской архитектурной студии «Кони на балконе» знакомились с профессией архитектора и работали над собственным проектом.

Программа завершилась самой масштабной интервенцией МАРШа в город: на территории центр дизайна Artplay возник объект «Коромысль», спроектированный учениками от начала до конца.

Мы встретились с преподавателями и студентами МАРШroot’а и узнали, как был построен образовательный процесс и какие впечатления остались у них после курса.

Команда летнего интенсива на фоне собственного объекта и выставки


 «Теперь я понимаю, почему родители так устают» 

Летний МАРШroot прошли 17 школьников. Примечательно, что не все точно хотят быть архитекторами: кто-то пришел, разрываясь между несколькими сферами, а кто-то уже точно решил, что не будет поступать в архитектурный вуз. Это не помешало вынести пользу из учебного процесса, ведь суть — не только в том, чтобы познакомить и сблизить детей с архитектурой; в первую очередь, МАРШroot учит структурированно подходить к творчеству, развивает мышление и чувственность.

МАРШroot

Ева: «У меня всегда были сомнения большие: либо идти в актерскую сферу, либо в архитектурную. И я подумала, может, мне МАРШ поможет определиться. В итоге, скорее всего, я пойду в архитектурный — я поняла, что это не скучная профессия. После обучения [в другом месте] у меня возникло не очень хорошее впечатление из-за большой строгости и академичности. А тут наоборот свободное мышление, раскрывают твой внутренний мир, который ты передаешь через разные виды заданий. Теперь я поняла, что быть архитектором — это тоже интересно. И актер даже рядом с этой профессией не стоял».

МАРШroot

Жанна: «Меня занесло сюда не случайно — МАРШ на прицеле как место обучения как минимум год. И мне очень хотелось попасть в сферу университета, если возможно ее так называть. Мой выбор случился, когда моя мама сказала мне: „Жанна, либо архитектор, либо хирург“. Решение было очевидным».

МАРШroot

Аня: «Мне нравится идея, что ты можешь планировать комфортное пространство вокруг себя так, как ты хочешь. И я сюда пришла, чтобы понять, что это такое может быть, и просто расширить понятие „архитектура“».

МАРШroot

Дуся: «Я пришла сюда, чтобы узнать, действительно ли архитектура — это то, что я себе представляю, действительно ли мне интересно это. Представляла я другое немножко: какие-то скучные, но одновременно интересные расчеты. А в реальности это очень творческий, очень завлекающий процесс».

МАРШroot

Варвара: «Что привело? Желание учиться чему-то новому, ибо я никогда еще не участвовала в настолько жестоких проектах. Теперь я понимаю, по какой причине все наши родители так сильно устают. Почему архитектура? По той причине, что архитекторы в два раза выносливее, в два раза лучше и, что самое главное, в два раза круче любой другой профессии. Инженеры, модели, декораторы, стилисты — их полным-полно. А архитекторов единицы, потому что, во-первых, архитектура — это сложно, во-вторых, муторно, в-третьих, архитекторов все уважают. И плюс это единственные люди, которые ведут себя в своей области адекватно».


 «У меня случилась небольшая депрессия». Стадии МАРШroot’а 

МАРШroot состоял из четырех больших этапов. Первым делом ученики провели ряд исследований и анализ пространства, а также сделали эскиз объекта. Затем они более детально познакомились с практической стороной профессии: сходили на экскурсию в бюро Wowhaus и презентовали там свою идею, изготовили прототипы, составили график работ и распределили зоны ответственности.

Один из элементов проекта — исследование локации

Непосредственно к воплощению приступили на третьей стадии: собрали комплект чертежей, познакомились со строителями, а в конце второй недели устроили общую выставку. Стройка вызвала особенно бурные эмоции — многие потом говорили, что это была одна из наиболее ярких частей всего курса. Заключительный, самый приятный этап, проходил в последний день, когда группа торжественно открыла объект и провела по нему экскурсию.

Формально эти стадии звучат так же, как и в работе над любым архитектурным проектом. Но были и свои особенности: каждый учебный день завершался «свечкой» сродни той, что проводят в детских лагерях — это позволило студентам раскрыться и более свободно говорить о себе. В работе были задействованы самые разнообразные творческие практики: студенты занимались в гончарной мастерской, делали костюмы в форме архобъектов и участвовали в уличном перформансе.

Архобъекты в уличном перформансе

За три недели подростки проделали путь, который позволяет им очень трезво оценивать работу архитекторов — мы можем судить об этом по ответам на вопрос, какую часть профессии они считают самой сложной. Мы спросили об этом на второй неделе курса, и участники назвали практически все, о чем рассказал бы практикующий архитектор. Особенно много они говорили об отказе от идей и о том, как сложно перейти к их реализации, а также о публичных выступлениях:

МАРШroot

Илья: «Самое сложное в профессии архитектора — это отказ от идеи, от первоначального плана. Потому что навыки можно наработать, это приходит со временем. А здесь нужна сила воли. После того, как мне пришлось отказаться от идеи, у меня случилась небольшая депрессия — где-то на 1,5 дня. Но потом я снова влился в коллектив».

МАРШroot

Катя: «Я тоже хотела сказать, что для меня самым сложным было найти первоначальную идею, какой-то концепт, переводить в чертежи и в макеты тем более. А уж как это строить, я вообще не представляю. А еще было очень сложно представляться перед авторитетными архитекторами и специалистами и не умереть от стыда».

Учебный процесс

МАРШroot

Ева: «Мне кажется, что в профессии архитектора очень много сложностей, но одна из самых больших — тебе приходится сталкиваться и подстраиваться под какие-то неожиданные обстоятельства: урезание бюджета, например. Или, если ты что-то не замечал, когда придумывал проект, потом надо его менять, с кем-то договариваться. Лично для меня, наверное, самой сложной была вычислительная часть. А еще когда приходится отказываться от каких-то планов».

МАРШroot

Маша: «Для меня самое сложное было — быстрые скетчи. Я не привыкла за три секунды набрасывать, мне надо минут 20, [чтобы] все это вырисовывать аккуратно. И меня это просто перевернуло».



 Рождение «Коромысли» 


Итогом трехнедельных стараний стала «Коромысль» — инсталляция на мостике центра дизайна Artplay. Ее представили в последний день курса. Во время торжественной презентации мы задали ученикам несколько вопросов:

Презентация началась чуть позже заявленного времени — в тот день у ребят проходила последняя «свечка», и они долго не могли друг с другом расстаться. Спустя несколько недель мы попросили преподавателей поделиться впечатлениями от работы, и они рассказали, что до сих пор общаются с группой в общем чате. А еще вынашивают планы, как достроить «Коромысль».

МАРШroot

Анна Родионова: «У меня всегда есть скепсис, я готова на любой рост, но руководствуюсь задачей минимум. А ребята с самого начала начали перепрыгивать, и каждая новая трудность только укрепляла их позиции. Мощная увлеченность ребят, их включенность в процесс стали для меня самой большой особенностью этого курса. Мы не просто взяли какую-то отработанную программу и запустили ее; мы эту программу писали несколько месяцев, придумывали, как ее еще сделать лучше. Мне кажется, у нас получилось, и результат удивил всех, и меня в том числе. Лично для меня то, что получилось, — это какой-то мегапрорыв. Я в хорошем смысле не верила, что такое возможно, но даже если бы студенты сделали в пять раз меньше, это было бы отлично. И я очень благодарна МАРШу за поддержку, потому что не каждая площадка на такое согласится. Мне кажется, какое-то чудо случилось».

МАРШroot

Белла Филатова: «Эта группа сняла у меня все сомнения насчет того, что дети могут работать с образами. Мне казалось, что функция для них всегда интересна, а образ интересен скорее мне, и я попытаюсь их этому научить. Были сомнения: возможно, для их возраста это не характерно, и это не та тема, которую с ними нужно обсуждать. Для меня важно было им это донести, потому что это такой ключ, язык архитектора. Невозможно проектировать только функцию — важно выводить работу и в плоскость искусства. И здесь это удалось благодаря большому количеству времени или, может быть, такая группа подобралась. В них это отозвалось — я увидела, что они это поняли, прошли через многие свои барьеры. И теперь у меня больше уверенности в том, что с детьми нужно проектировать образ, не только функцию. Учить их думать — это сложнее, чем работать с функцией, но оно того стоит.

МАРШroot

Анастасия Рычкова: «Для меня очень важна была группа и как она складывалась. Мы в финале [программы] говорили про каждого ученика и поняли, что каждый из них — целая вселенная. У меня невероятный стимул после этого курса: захотелось пробовать учиться, учиться и учиться дальше. Между нами — преподавателями и студентами — произошел очень важный обмен. Когда вдруг начинаешь замечать в студенте, что у него „щелкнуло“, что он вдруг включился и выдал какую-то невероятную идею, я, например, радовалась этому больше, чем своим успехам, и для меня это была огромная победа. Потом, после курса, я была неделю в отпуске, и меня все не отпускало. И для меня очень важно, что произошло с каждым из этих студентов. И у нас чат, который мы до сих пор не можем забросить».


Успеть записаться на МАРШroot



РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще