Почему недостроенные дома — это хорошо? Рецепт пошаговой застройки от Алехандро Аравены
Малоэтажную застройку нередко преподносят как лучший вариант для жизни: комнаты хорошо инсолированы, окна выходят на тихую улицу, людям легче наладить добрососедские отношения. Но этот вид жилья нельзя назвать панацеей — ярким тому примером служит недавний репортаж о микрорайоне «Кошелев» в пригороде Самары.
«Кошелев» рассчитан на 100 тысяч человек и состоит из трех-пятиэтажных домов, которые выстроены в ряды однотипных кварталов. Люди жалуются, что первое время после переезда было не так-то просто опознать свою дверь, они путались в подъездах и квартирах. Самое мягкое, что пишут об этом проекте в соцсетях: «барак», «гетто», «кошмар урбаниста».
Фото микрорайона Кошелев. Фото © gelio.livejournal.com
Дома на окраине Лондона
Главная проблема таких районов — в отсутствии индивидуальности. Если застройка состоит из штампованных зданий, то уже не так важно, сколько в них этажей. Визуальное однообразие одинаково плохо влияет на городскую среду и на психику, человеку сложнее привязаться к своему жилью.
Проблема безликих кварталов существует не только в новых районах и не только России — в пригородах Лондона и других мегаполисах встречаются похожие картины. Один из способов бороться с этим — строить дома, которые подразумевают адаптацию под индивидуальные потребности жителей. В англоязычной среде для такой застройки существует специальный термин: incremental housing. Словосочетание переводится как «инкрементальное (пошаговое) жилье».
Cхема пошагового жилья
Один из пионеров пошагового жилья — чилийский лауреат Притцкеровской премии Алехандро Аравена. В его бюро ELEMENTAL любят концепцию «половина хорошего дома»: архитектор работает только над частью пространства, и дома получаются как бы незавершенными. Но в этом и есть их сила — вторую половину зданий жители осваивают самостоятельно, воплощая собственные представления о комфорте.
На примере трех проектов Аравены объясняем, чем хорош такой подход.
Экономия
Первый проект пошагового жилья Аравена разработал у себя на родине в 2003 году. Это социальный комплекс Квинта-Монрой, рассчитанный на 93 семьи. Муниципалитет выделил 7500 долларов на один дом, из них 2500 долларов ушло на инфраструктуру, 2500 долларов платили за участок, и оставалось еще 2500 долларов собственно на строительство.
В ELEMENTAL подсчитали, что этих денег хватит на строительство 30-40 кв.м, но рассудили: «Пусть эти 40 метров будут половиной большого и хорошего дома». Вместо того, чтобы искать решение для маленького здания, в бюро стали думать, как построить половину большого.
Забота
Даже при скромном бюджете пошаговое жилье ориентировано на реальные потребности людей. Так как при строительстве Квинты-Монрой денег хватало на очень ограниченное число удобств, Аравена попросил будущих жителей составить список приоритетов. Например, что нужнее: водонагреватель или ванна?
Для него стало неожиданностью, когда 100% проголосовало за ванны. Как оказалось, у многих после переезда не хватало бы денег даже для оплаты газа, и люди все равно не смогли бы пользоваться водонагревателем. А в ванне можно мыться с самого начала.
Жилой комплекс Quinta Monroy на 93 семьи. Чили
Свобода
В проект Villa Verde Аравена заложил все, что людям будет нелегко сделать самостоятельно: канализацию, фундамент, сантехнику, электричество и т.д. Из-за этого в стартовом варианте отсутствовала какая-либо отделка, а на кухнях не было ничего кроме раковин.
В отличие от прокладки коммуникаций, все это относительно легко исправить — достаточно потратить дополнительные средства и время. К тому же в «половинчатом» виде площадь каждого дома составляла 57 кв. м, а при достраивании она могла разрастись до 85 квадратных метров.
Жилой комплекс Villa Verde на 484 семьи. Чили
Целостность
Аналогично предыдущим проектам в жилом комплексе Monterrey Housing в Мексике около 50% здания достраивали сами жители. Трехэтажные дома объединили кровлей, но оставили полупустыми внутри.
В ELEMENTAL объясняют, что такая структура позволяет задать архитектуре определенный ритм и рамки, чтобы избежать ухудшения городской среды. Со временем дома начнут отличатся друг от друга, но не превратят район в хаотичные трущобы.
Жилой комплекс Monterrey Housing на 70 семей. Мексика
Чек-лист для пошагового жилья от Алехандро Аравены
Все «половинчатые дома» Аравены объединены в pdf-файле ‘ABC of incremental housing’, который раньше можно было скачать на сайте бюро ELEMENTAL. Помимо проектов в нем описаны принципы работы с такими зданиями. Cейчас документ недоступен, но мы нашли его копию и приводим здесь основные положения.
- К 2030 году минимум 2 из 5 миллиардов человек в больших городах будут жить за чертой бедности. Чтобы обеспечить их кровом, мы должны задействовать не только собственные архитектурные ресурсы, но и потенциал этих людей.
- Сейчас рынок борется с нехваткой жилья двумя способами: сокращением и смещением. Размер жилья уменьшается, а малообеспеченное население оттесняют на периферию городов, где земля дешевле. Это отдаляет людей от возможностей, ради которых они ехали в большой город.
- Выходом может стать пошаговая архитектура. Для ее реализации необходимо сосредоточиться на трех вещах: а) наиболее сложных моментах проектирования; б) на том, что не может быть выполнено одним человеком; в) на том, что обеспечит благо в будущем.
5 условий для пошагового жилья:
- Хорошая локация, не оторванная от остального мира;
- Гармоничный рост. Доработки дома должны происходить благодаря, а не вопреки архитектурным идеям;
- Городское планирование: хорошая связь между частным и общественным пространством. На улице должно проживать не более 25 семей — это тот максимум, при котором возможны добрососедские отношения;
- Дома рассчитаны на то, что в будущем семья из малообеспеченной станет представителями среднего класса;
-
В финале должен получиться дом площадью 72 квадратных метра или четыре спальни 3×3 метра, в санузлах можно поставить ванную, а не только душевую кабину; там также есть место для стиральной машины. Предусмотрено место для парковки автомобиля.