«Петербург-2103»

В петербургском «Манеже» проходит выставка SPB 2103, которая позиционируется как «самая большая градостроительная выставка в истории Петербурга». На ней есть много про прошлое и сильные высказывания про будущее, вот только современность представляется совсем туманной. Главный редактор arch:speech Александр Змеул побывал на выставке и делится впечатлениями.

«Петербург-2103»

Что такое обычная градостроительная выставка в России: скучные планшеты, графики, схемы, в лучшем случае разбавленные веселыми рендерами. Все это обычно проходит в фойе Дома архитектора или обрамляет какую-нибудь конференцию. Градостроительство показывать сложно, тем более сложно заинтересовать им горожанина, которого, казалось бы, это касается в первую очередь. Выставка SPB 2013 совсем не такая, это действительно хорошо сделанная выставка — с понятной кураторской позицией петербургского архитектурного критика Марии Элькиной.

Как она справедливо отмечает: «Мы привыкли смотреть на Петербург как на памятник XVIII и XIX веков. Здесь принято поклоняться прошлому». И действительно, градостроительная история Петербурга — это своего рода ДНК города. Первый раздел, посвященный прошлому, так и называется — «Проект Петербург». На выставке не то, чтобы поклоняются прошлому, но отдают ему дань — десять частей «Проекта Петербург» последовательно рассказывают градостроительную историю города — от первых проектов Петра Великого до позднесоветских идей. У каждого раздела есть главный герой, который определил пути развития города именно в этот период — от того же Петра Великого и Екатерины Великой до маленького человека второй половины XIX века. Показаны планы, эскизы, высказывания известных петербуржцев.

Но когда экспозиция добирается до постсоветского градостроительства, не просто интонация, но язык выставки совершенно меняется. Про это время куратор выставки предпочитает говорить цитатами — от Дмитрия Лихачева и Александра Солженицына до Аллы Пугачевой Нормана Фостера. Посетитель выставки может взять себе распечатку с цитатами, самая популярная — высказывание бывшего губернатора Валентины Матвиенко: «Купчино — тоже Петербург». Купчино — спальный район, имеющий неоднозначную репутацию.

За настоящее отвечает раздел «Сумерки Петербурга». Здесь использован язык современного искусства — мультимедийные инсталляции фотографа Александра Гронского и саунд-художника Сергея Филатова показывают завораживающие панорамы старых и новых спальных районов.

Слово «сумерки» явно отсылает к средневековью, о чем говорит и сама куратор выставки. Но за каждым средневековьем следует своё Возрождение. И хотя первый этаж с прошлым и настоящим очень важен, но в названии выставки фигурирует число 2103 — год 400-летия Петербурга, то есть выставка все-таки про будущее, Вот, второй этаж Манежа и есть про будущее, вернее он называется vision — виденье. Это и есть в какой-то степени возрождение. Про него говорят семь работ художников и архитекторов, причем здесь представлены как готовые работы, так и специально созданные для выставки. Среди участников — голландская лаборатория городов будущего The Why Factory (T?F), французские режиссеры Ila Beka и Louise Lemoine, архитектор Сергей Чобан и архитектурное бюро КОСМОС, а также российские художественные группы: Curiosity Media Lаb, 404.Zero и Stain.

Самые интересные для меня, как главного редактора архитектурного медиа — это проекты The Why Factory (T?F), Сергея Чобана и КОСМОСа.

Например, проект бюро КОСМОС даёт ответ на то, что делать с «муравейниками». Ответ очень простой и остроумный — дать людям свободу, разрешить открывать в квартирах любые бизнесы, превратив унылые однообразные районы в аналог Христиании — «свободного государств» со своими законами в Копенгагене.

Проект уроженца Петербурга Сергея Чобана «Оттиск будущего» — это характерные для него размышления о вторжении новой архитектуры в исторический город и о сосуществовании старого и нового. Здесь гравюры Сергея Чобана, показывающие футуристический город соединены с оттисками гравюр Пиранези (из коллекции Чобана), иллюстрирующими идеальный европейский город. Гравюры выполнены студентом 4 курса Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Иоанном Зелениным.

И самое удивительное в этой выставке — то, что к ее организации не имеют отношения никакие архитектурные или градостроительные власти города, она сделана совместно с университетом ИТМО. Это не парадная выставка, хотя место и материал во многом к этому обязывают. Как часто устроены подобные выставки: показывают славное прошлое, потом лучшие объекты настоящего, как продолжение славного прошлого и, наконец, светлое будущее. Здесь все не так — настолько яркого и пронзительного высказывания, посвященного градостроительству не только Петербурга, но и России в целом, пожалуй не было.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще