От чистого листа до приема на работу: что должно быть в хорошем портфолио

Мы проследили все стадии подготовки портфолио и рассказываем, с какой философией нужно подходить к процессу, как выглядит идеальное портфолио глазами работодателя, и что делать, когда оно наконец готово.

От чистого листа до приема на работу: что должно быть в хорошем портфолио

В уже классических пяти принципах мы рассказывали, что хорошее портфолио состоит из трех частей: студенческие проекты, профессиональная работа, личные проекты. И это правило живо до сих пор, изменилась только последовательность важности его пунктов.


Если студенческие проекты показывают, что вы умеете делать, профессиональная работа — как вы умеете это применять на практике, то личные проекты раскрывают ваше мышление. И для архитектора, который ищет сотрудника к себе в бюро, последний пункт часто становится первым. И определяющим. Потому что остальному можно научиться быстрее.

HP

Философия
подготовки портфолио


Добавляйте больше личных проектов


Студенческие проекты, которые в итоге составят большую часть портфолио, изначально подразумевают одно на всех задание. И сгорая в дедлайнах, мы часто стараемся просто успеть сделать проект, не всегда понимая, где заканчивается видение преподавателя и начинается собственное. Поэтому когда приоритеты работодателей сильно сместились в сторону личности, старайтесь делать акцент на личных проектах.

Не публикуйте то, чем не хотите заниматься


Своевременный вопрос «чем я хочу заниматься?» станет фундаментом вашего портфолио. Чтобы не попасть в ситуацию, когда ожидания от работы не совпадут с реалиями, покажите ваши приоритеты сразу и используйте в портфолио только те форматы и проекты, которыми вы хотите заниматься в дальнейшем. Составив портфолио из одних рендеров, будьте готовы, что вас примут на работу, прежде всего, как умелого 3D-визуализатора.

Создавайте понятные образы


Хорошее портфолио подчиняется законам комикса — картинка настолько говорящая, что история считывается моментально практически без текста. На просмотр одного портфолио архитекторы обычно тратят от силы минут пять. Чтобы вникнуть в текст требуется больше времени, усилий и внимания. Картинка — это эмоция и впечатление. Пренебречь первым можно безболезненно, пренебречь вторым — потерять внимание и возможно упустить свой шанс.

Свяжите все в последовательную историю


И последовательность не значит хронологию. Чтобы захватить внимание потенциального работодателя, не собирайте портфолио из идущих друг за другом однотипных страниц с изображениями проектов. Вместо этого постарайтесь связать их в одну повествовательную цепочку с несколькими ключевыми понятиями.

Не экспериментируйте с форматом в последний момент


В летний сезон поток желающих в бюро приходит особенно большой, и появляется страх остаться незамеченным. Для оформления портфолио нет прописанных ГОСТов, это творческий процесс, раскрывающий личность автора, и эффективной может быть даже нашумевшая видеовизитка. Но тут как в футболе: никому не нужен финт ради финта. Особенно когда получается он через раз. Если за креативной подачей не стоит содержательное портфолио, стоит задуматься о точке приложения усилий, а не накручивать яркость шрифта.

HP

В результате
в письме работодатель получит


  • Один файл
  • Сверстанный в pdf-формат
  • Не более 20 МБ (тут особенно помогут smallpdf и ilovepdf)
  • Отражающий личность автора
  • С дизайном, не отвлекающим от сути
  • Ключевыми навыками и программами на первой странице
  • Или не на первой (творческий подход всегда приветствуется)
  • И фотографией автора, где хорошо видно его лицо

Зачем нужно лицо, доходчиво объяснял Сергей Скуратов:

«Брать человека на работу в бюро это как подбирать человека в семью. Прежде всего мне нужно посмотреть ему в глаза. Если присылают портфолио без фотографии, я вообще такие не смотрю. Или прошу секретаря запросить фотографию. Этим недостатком в основном обладают девочки. Они почему-то считают, если они некрасивые, их на работу не берут. Это глупость несусветная.

Почти все фотографии людей, которые присылают портфолио, и их реальные изображения, они все отличаются очень сильно. Ребята наоборот живее и человечнее, чем на фотографиях».


HP

Мнения архитекторов


HP

Антон Котляров

партнер Momentum

«Основополагающий пункт хорошего портфолио — это ясность целей. Вряд ли получится отправить во все бюро одно и то же портфолио. Это будет не очень эффективным. Пункт два — это подбор проектов. Обычно хотят видеть до пяти проектов, и этого в принципе достаточно.

Следующий пункт — это набор необходимых чертежей, и желательно чтобы все проекты были представлены примерно в одинаковом виде. То есть если в каждом будут план, разрез, фасады, то работодатель поймет идею, и что в целом ты можешь сделать какую-то концепцию начальную самостоятельно. И пока что последний пункт у меня — это графика. Я считаю, что очень важный пункт, возможно потому что учился в Италии, и там очень много уделяют внимания графике. В России к этому относятся менее серьезно. Но портфолио, сделанное в хорошей графике, показывает, что у человека есть вкус, мозги, и он профессионал. Потому что графика является неотъемлемой частью профессии.

По личному опыту могу сказать, что даже зная правила, не получается всегда им следовать. Хочется вставить все проекты, не знаешь какой выкинуть. Может быть лень делать разные портфолио для разных бюро. Мне кажется не надо быть максималистом, и просто стараться делать немного лучше, чем ты сделал в прошлый раз. Не опускать руки и продолжать двигаться».

HP

Маргарита Кубанцева

архитектор в КБ «Стрелка»

«Что такое хорошее портфолио архитектора довольно сложно объяснить. Это очень субъективная вещь. Поэтому в портфолио нужно вставлять именно то, чем ты хочешь заниматься. То, от чего тебя прет, то, что тебе нравится, то, что ты считаешь самым красивым и правильным. И если у вас совпадут вкусы с условными Скуратовым, Левянтом, Ляшенко, значит вам по пути и все будут счастливы.

Что касательно меня, я понимала куда собираюсь идти, и при составлении портфолио использовала очень утилитарный подход. Сначала я подготовила материал, что теоретически вообще смогу вставить в портфолио. Это нужно чтобы составить представление о самом себе, чем ты планируешь заниматься, что ты хочешь.

Бюро вывешивают подробный список требований, и когда я увидела, что большинству этих пунктов удовлетворяю, подумала, что мы сойдемся интересами. И уже подбирала проекты, которые требовались в заявке. Естественно у меня такие были, не просто так я подошла».

HP

Максимилиан Мосешвили

партнер бюро «8 Линий»

«Портфолио — это отчасти реклама человека, и мне кажется, что в первую очередь оно должно быть привлекательным. Должно сразу обращать на себя внимание какими-то акцентами, или проектами, которые все знают. Если ты студент — то просто яркими решениями, интересной подачей. Оно должно быть доступным, понятным, легко считываемым. В нем не должно быть большого количества проектов и огромного количества информации.

Может быть несколько вариантов портфолио, в зависимости от того, в какую компанию ты идешь, и если обладаешь несколькими специализациями: если планируешь работать в основном с ландшафтом, ты одни проекты вставляешь, если с архитектурой — вставляешь другие.

Свое портфолио я делал год назад, и его нужно периодически обновлять. Я сделал шаблон верстки и просто доверстываю туда листы. Ну и конечно меняю потихоньку. У меня есть архив проектов, в которых я участвовал, и я просто оттуда вставляю иногда то, что нужно».

HP

Что делать,
когда портфолио готово


Стреляйте прицельно


И здесь полезно задать себе вопрос: что я умею и чем хочу заниматься. От неразберихи с собой всегда начинается паника, а потом все подряд вакансии со словом «архитектор» скапливаются в папке с исходящими. Количественный подход конечно может дать свои результаты, но и шансы на неудачу увеличиваются пропорционально. Потому что в большом потоке не остается времени изучить конкретные описания и требования, портфолио часто оказывается нерелевантным, в итоге — отказ. Каждый отказ подрывает веру в себя, и вот уже лучшие из нас идут вычерчивать планы в офис условного «Строй-Инженер-Интерьер-Проекта». С девяти до шести. Плюс полтора часа на дорогу. В одну сторону.

Другая стратегия — выбрать несколько близких по духу бюро, изучить их требования и подходы, поискать в соцсетях. Чтобы лучше представить, какое сообщение оценит конкретный человек, можно найти его на презентации и спросить лично. Такой подход дольше, сложнее и страшнее, но именно это и оценит то самое близкое вам бюро.

Еще лучше: используйте возможности стажировки


Стажировка — самый эффективный путь начала карьеры. Там можно пополнить раздел рабочего портфолио, обзавестись полезными связями, получить опыт работы с реальными проектами, а часто даже место в команде. Поэтому чтобы не жить на хедхантере месяцами после вручения диплома, устраивайтесь на практику как можно раньше. К сожалению, студентов 1 и 2 курсов принимают редко, для остальных программу на этот август мы уже приготовили. Осталось только заполнить анкету.

Стрелка!

Устраиваем на практику в три московских бюро



РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще