В России недостатки архитектуры привычно оправдывают климатом. Складывается впечатление, что снеговая нагрузка, перепады температур и мороз в буквальном смысле сковывают архитектора. Однако на деле суровые природные условия не всегда являются помехой качественным и оригинальным решениям. И лучше всех это понимают жители Скандинавии и Канады.

Мы выделили шесть принципов северной архитектуры и расскажем о них на примере десяти зданий.

Качественные социальные проекты


По одной из гипотез, именно суровый климат обусловил благополучие, демократичность и социальность северных стран. Иначе непонятно, зачем людям в эпоху глобализма и высокой мобильности жить там, где по полгода лежит снег и не бывает солнца.

Отсюда — в целом высокое качество архитектуры, и в том числе социальных и низкобюджетных проектов. В Скандинавии они часто носят не типовой, а экспериментальный характер. Примером тому служит жилой комплекс архитекторов Brendeland & Kristoffersen Architects в норвежском городе Тронхейм.Svartlamoen housingОн поделен на два блока: поменьше для студий и побольше для дешевой совместной аренды — на каждом этаже по коммунальной квартире на 5-6 человек. На жильца приходится 22 кв. м, при этом сами комнаты небольшие. За счет их скромных габаритов удалось расширить общие зоны и сделать балконы. Для внешней и внутренней облицовки выбрана норвежская сосна. Здесь ее использование не только оправдано экологически, но и разрушает миф о том, что дерево не подходит для морозного климата. Стены и перекрытия состоят из вставных деревянных элементов — это позволит по необходимости перемещать внутренние перегородки.

Жителей вовлекли во все фазы проектирования и строительства, что позволило еще сильнее сократить расходы. На возведение потребовалось всего 10 дней, а аренда здесь обходится по цене скромной квартиры-студии.

Дом для студентов Tietgen Dormitory в Дании (авторы Lundgaard & Tranberg Architects) также демонстрирует, что проекты для совместного жилья могут быть комфортными. Общежитие построено на пожертвования, но это не помешало сделать его продуманным, оригинальным и вместительным — оно рассчитано на 400 студентов.

В плане здание представляет собой замкнутый круг из пяти блоков, разделенных лестницами и выходами во внутренний двор. На каждом этаже 60 комнат, их объединяет круглый коридор. Жилье разное по конфигурации и расположено нелинейно — это видно по выступающим лоджиям и террасам.

«Сердцем» проекта стал зеленый внутренний двор с хаотично разбросанными кафе и зонами отдыха. Его круглая форма буквально воплощает идею студенческого содружества и братства, а сами архитекторы приводят сходство с круглым столом короля Артура. Деревья в центре двора не только оживляют пространство, но и делают его более интимным — в замкнутом пространстве ветви загораживают обзор из окон напротив.

Сваи и консоли


В северных странах достаточно много проектов с домами «на ножках» или консольными выносами. Связано это с тем, что в промерзшей и скалистой почве зачастую непросто залить фундамент без применения спецтехники.

В таких странах, как Исландия, дополнительную трудность вызывает застывшая лава. Чтобы расположить отель ION посреди лавового поля, архитекторы калифорнийской студии Minarc вынесли часть здания на консольную конструкцию на длинных опорах.
ION Adventure HotelПространство под выносом используется как спа-зона с бассейном — отель находится в зоне повышенной активности земной коры и окружен гейзерами и термальными источниками. Воду используют не только для развлечения туристов, но и для повышения энергоэффективности здания — оно отапливается за счет геотермальной энергии.

Кстати, сложный рельеф был не единственной трудностью, с которой столкнулось бюро — во время подготовительных работ проект долго согласовывали с местным сообществом, поскольку оказалось, что по поверьям на месте стройки находятся священные подземные пещеры, где живут эльфы, и их ни в коем случае нельзя тревожить.ION Adventure HotelНебольшие сваи позволили расположить жилой дом Cabin Nordmarka в дикой местности в Норвегии. Трапециевидное здание от местных архитекторов JVA стоит на краю елового леса и используется туристами, которые приезжают на здешние горные курорты. Опоры обеспечивают устойчивость на скалистой почве и позволяют по минимуму вмешиваться в природный ландшафт.

JVA, как и многие скандинавские архитекторы, любят черный. Они не бояться использовать его в жилых проектах, потому как темные стены в сочетании со светлым деревянным интерьером являются традиционным решением для норвежских домов.

Минимализм = красота


Чем ближе к полярному кругу, тем «тише» ведет себя архитектура. Аскетичное окружение не терпит вычурности в доме — это один из постулатов, на которых держится северный минимализм. В случае с экстерьерами архитектора остановит если не уважение к природе, то хотя бы северный климат — чтобы сопротивляться холоду и стихии, проект обязан быть практичным.

Исходя из этого принципа в Канаде на отдаленном острове Фого под началом у меценатов создали творческую коммуну с домами-мастерскими для местных художников. Архитектор Тодд Сондерс разработал шесть резиденций и один большой отель, в которых минимализм выгодно подчеркнут окружающей природой. Небольшие геометричные постройки на фоне тундровых пейзажей выглядят почти инопланетно.

Отметим, что северный и в частности скандинавский минимализм не равен скудости приемов — скандинавы избегают «украшательств», но любят играть с формами, наделяя архитектуру сдержанным, но увлекательным языком. Из лаконичных и чистых линий составляются сложные формы и композиции — таким образом архитекторы оставляют функциональность в приоритете, но не жертвуют внешним видом зданий. Эта двойственность отличает их от модернистской архитектуры, которая обычно фокусируется на функциональности, а не на красоте.

В наблюдательном павильоне норвежского бюро Snøhetta данное правило отражено в волнообразном южном фасаде и вогнутых деревянных интерьерах. Эти элементы не оттягивают на себя слишком много внимания, но в то же время формируют целостность проекта и перекликаются с местной природой — они напоминают об окружающих горных рельефах, которые медленно разрушаются под воздействием ветра и воды.

Защита от ветра


Сохранить тепло и защитить фасад от ветра — первоочередная цель для проектов в северных широтах. Датский художник (и с недавних пор архитектор) Олафур Элиассон во время проработки концертного зала Harpa в Рейкьявике решил эту задачу творчески: он вдохновился слоистыми базальтовыми породами Исландии и создал трехмерный стеклянный фасад из множества кристаллических решеток.

Некоторые стекла покрыты тонким слоем краски, из-за чего фасад поблескивает на солнце в зависимости от ракурса, с которого на него смотрят. Это решение придает динамизма массивному объекту, ставшему вторым по величине в Исландии. Оно не только выглядит эффектно, но и надежно защищает от агрессивной среды за счет двойного слоя стекла и мелкого членения.

Архитектура для северного сияния


Чтобы увидеть Aurora Borealis или северное сияние, люди готовы ехать в самые холодные регионы планеты. Благодаря ним появилась отдельная типология — отели для любования этим природным явлением. Главное в таких зданиях — это хороший угол обзора, поэтому практически во всех подобных проектах обыграна какая-либо интересная идея с окнами и перепадами высот.

Лесной отель Lapland’s Treehotel в Шведской Лапландии для этого водрузили на 10-метровые опоры — кровля находится на одном уровне с кроной сосен. По замыслу архитекторов Snohetta, кровати в номерах располагаются в углублениях в полу напротив панорамных окон, чтобы даже в лежачем положении перед постояльцами открывался максимально выгодный ракурс.

В том же регионе весной 2019 года должно открыться еще одно необычное место для отдыха: плавучий гнездовой комплекс, где за северным сиянием можно будет наблюдать из бассейна под открытым небом всего в 50 километрах от полярного круга. Остановиться можно в одной из шести деревянных кают с дровяными печами и окнами в крыше.

Повышенная нагрузка


Особое внимание в архитектуре Севера уделяют кровле — за счет снега нагрузка на нее увеличивается, и важно выбрать грамотное инженерное решение, чтобы конструкция прослужила дольше.

В многофункциональном офисном комплексе Statoil в Осло эту задачу решили с помощью красивого атриума со стеклянным куполом, сквозь который льется дневной свет. Он находится на пересечении разнонаправленных блоков здания. Геометрию выверили таким образом, чтобы на выпуклые части приходилось как можно меньше нагрузки. Инженеры из бюро A-Lab признавались, что эта часть проекта была самой сложной, но стоила того — кровля стала первой в своем роде в Скандинавии.