Мы уже не раз писали про специализированные системы солнцезащиты. И даже на примере экскурса в архитектурную физику показывали, как можно убедить заказчика найти дополнительные средства для установки рафштор или маркиз. Преимущество специализированных компаний, к которым относится партнер этой рубрики, WellSun — в их узкой направленности, которая позволяет проработать все до мельчайших деталей и выжать максимум из каждого элемента солнцезащиты.

Тем не менее, архитектор не был бы архитектором, если бы не продолжал изобретать и придумывать собственные решения. archspeech изучил проекты разных лет, чтобы выделить основные направления, по которым развиваются подходы к защите от солнца.

Частный дом Defence Colony. Vir Mueller Architects

Сетки и перфорированные фасады

Самый простой и известный с древних времен способ работы с фасадом заключается в создании внешней оболочки, достаточной для отсеивания части солнечной энергии и при этом позволяющей сохранить связь с окружающим миром. Например, если вы читали наш материал про архитектурное наследие Дели, то видели современный частный дом, который на современный манер использовал традиционные кирпичные решетки.

Хотя такие элементы не всегда должны выделяться и становиться доминантой фасада. «Гиперкуб» Бориса Бернаскони со всех сторон обернут в нержавеющую стальную сетку. Но если с внешней стороны такая оболочка видна и ощутима, то изнутри практически незаметна и уж точно никак не мешает обозревать ландшафты Сколково. Удивительно, но такая сетка позволяет отсеивать до 50% солнечной энергии.

Гиперкуб. Борис Бернаскони

Главное преимущество таких фасадов в том, что без серьезных финансовых вложений можно получить здание с практически любым рисунком на фасаде, при том что вся конструкция в любом случае будет предельно функциональной, защищая помещения от лишнего солнца. Но это необязательно должны быть перфорации в панелях. Есть проекты, где подобные фасады собираются из отдельных элементов.

Том Мейн и Morphosis для здания Колледжа Эмерсона предложили покрыть входные галереи студенческих общежитий более 1500 согнутых алюминиевых панелей. Угол сгиба каждого элемента определялся архитекторами компьютерной моделью, которая анализировала погодные условия местности, предлагая максимально эффективный рисунок фасада.

Колледж Эмерсона. Morphosis

Очевидный минус подобных систем в их статичности. Нет возможности свернуть сетку в пасмурную погоду, когда необходимость в ней отпадает. К тому же, несмотря на все компьютерные анализы и диаграммы, фасад будет адаптирован под усредненные показатели и никогда не сможет по максимуму работать с солнцем каждый день.

Колледж Эмерсона. Morphosis

Современные ставни

Логичным продолжением идей перфорации стала разбивка фасадов на отдельные элементы, которые уже возможно адаптировать под разные задачи. Чаще всего такие экраны, идущие на всю высоту этажа, состоят из двух скрепленных между собой рам, к которым уже прикрепляется перфорированный лист, деревянные и бамбуковые рейки или даже зеркальные поверхности.

Ernst Giselbrecht + Partner

Само собой, в эпоху всеобщей автоматизации процесс закрытия ставней вывели на новый уровень, подсоединив к панелям электромоторы с погодными датчиками. Пожалуй, лучше всего возможности подобной системы были продемонстрированы бюро Ernst Giselbrecht + Partner в здании шоу-рума для немецкой компании Kiefer Technic, занимающейся фасадными решениями. На видео здание в буквальном смысле превращается в динамическую скульптуру, создавая различные визуальные эффекты за счет передвижения панелей в одной плоскости.

Для здания кампуса в датском городе Коллинг архитекторы Henning Larsen Architects простыми средствами добились более продуманной композиции, разрезав панели по диагонали. Также как и в Германии, фасадная система связана с датчиками, что позволяет ей следить за изменениями погодных условий и подстраивать фасад под текущую ситуацию.

Henning Larsen Architects

Архитекторы из бюро NBBJ много экспериментируют со светом. Предложив небоскреб, не отбрасывающий тени, архитекторы работали и над созданием дополнительной тени в помещениях. Проект Sunbreak представляет собой прототип интеллектуальной автоматизированной системы солнцезащитных экранов, которая управляется с помощью смартфона.

Кинетическая солнцезащита

Все-таки как горизонтальным, так и вертикальным ставням требуется жесткая прямоугольная сетка каркаса, на которую бы могли крепиться шарнирные части конструкции. Это, в свою очередь, сказывается на восприятии фасада, который перегружается лишними второстепенными деталями, нарушая легкость всего замысла. Поэтому нередко архитекторы стараются разбивать солнцезащитный элемент на большее количество частей ради большей компактности в сложенном виде.

Здание Института Арабского мира. Жан НувельЗдание Института Арабского мира. Жан Нувель

Здание Института Арабского мира в свое время принесло широкую известность французу Жану Нувелю. Несмотря на постройку в конце 1980-х годов, здание до сих пор смотрится очень современно благодаря своим фасадам. Здесь архитектор не стал выносить солнцезащиту наружу, решив проблему с лишним светом через интерьер. Вся южная сторона изнутри заполнена механическими жалюзи в форме арабских орнаментов. Эти панели в зависимости от освещенности в течение дня то закрываются, то раскрываются, действуя по принципу диафрагмы.

Aedes

Самое большое здание с автоматизированной системой солнцезащитны расположено, конечно же, на Ближнем Востоке. Проектируя башни Аль Бахар в Абу Даби, архитекторы бюро Aedes обернули здания с трех сторон моторизованными треугольниками, которые в свернутом виде составляют цветочный арабский орнамент. Интересно, что все элементы крепятся на выступающие мачты, причем одна такая матча служит коннектором сразу для шести «цветков», значительно сокращая необходимые внешние конструктивные элементы.

REX. Джошуа Принс-Рамус

Еще дальше по пути освобождения фасада пошли архитекторы нью-йоркской студии REX, чей руководитель Джошуа Принс-Рамус, кроме того еще и оказался отличным лектором. В конкурсном проекте для штаб-квартиры арабской медиа-корпорации, архитекторы работали над идеей фасада из 15-метровых цветков, спасающих в от жары в пустыне. Только на этот раз конструкцию предлагается полностью складывать под плиту перекрытия, тем самым делая ее полностью незаметной в вечерние часы.

REX. Джошуа Принс-Рамус

Изображения © Iwan Baan, atlv.org, Ernst Giselbrecht + Partner, Jens Lindhe, sourceable.net, modlar.com, worldarchitecturenews.com