На примере трех недавно созданных бюро arch:speech выяснил, что мотивирует начинающих архитекторов отправляться в самостоятельное плавание. Герои нашей подборки — участники спецпроекта «Проектируй себя» (в нем мы с экспертами рассказывали молодым архитекторам о навыках самопрезентации и личном бренде). По разным причинам они не попали в финал проекта, но запомнились жюри. Полгода мы следили за успехами этих бюро и сейчас решили рассказать их истории отдельно.

История № 1

Отрицание
Пойти против правил

«Одногруппники», Екатеринбург

Перед тем, как придумать свое идеальное бюро, архитекторы-однокурсники из Екатеринбурга получили опыт работы в различных мастерских. После жесткого офисного графика и чужих, по их выражению, «часто бессмысленных заданий», ребята захотели делать архитектуру по-своему: честно, творчески и с душой. Через год после окончания академии они встретились на совместном проекте, поняли, что их мысли сходятся, и решили двигаться в одном направлении уже самостоятельно.

Сейчас «Одногруппников» заботит влияние избыточного информационного шума на город и его жителей. Они ищут решение этой проблемы в архитектуре. Свой подход архитекторы называют «генеральной уборкой», результат которой — лаконичные пространства вне зависимости от назначения и размеров.

Этот подход можно проследить в конкурсном проекте для Свердловского академического театра драмы, того самого, в сквере которого недавно собирались построить храм. Первое, что предложили «Одногруппники», — снять стеклянный короб, под которым спрятаны оригинальные фасады в стиле советского модернизма, и вернуть зданию первоначальный облик. Новые объемы — гостиницу и репетиционный зал — архитекторы решили вынести во внутренний двор, а после создать новые точки притяжения.

 

История № 2

Борьба
Собраться под проект

«ПРАВДА», Москва

Никита Тугарин, Мурат Гукетлов и Петр Мироненко собрались в команду несколько лет назад , когда одному из них предложили спроектировать частный дом. Окончательно бюро сформировалось только в прошлом году. Сейчас для двоих сооснователей «ПРАВДА» — основной источник дохода, а третий работает удаленно из США, параллельно заканчивая работу над проектом полицейского участка в бюро SOM.

В борьбе за новые смыслы и остроумные контексты бюро «ПРАВДА» выработало собственную методологию, назвав ее «Аналитическим романтизмом». Архитекторы ищут новую серьезность через иронию, приветствуют колебания и споры и уверены, что ностальгия и футуризм не исключают друг друга.

В своем арт-объекте для Московского урбанистического форума архитекторы размышляли об изменениях города, стараясь избегать прямых ассоциаций. Трансформацию города бюро «ПРАВДА» видит не только в строительстве дорог и зданий, но и в постоянной смене впечатлений, где есть место как шуму реновации, так и запаху цветущей сирени. «Материальность будущего» давала зрителю возможность домыслить содержание и самому стать частью экспозиции.

 

История № 3

Смирение
Поддаться течению

«ДВОР», Санкт-Петербург

Опыт нескольких совместных студенческих и самостоятельных проектов логично перетек в творческий союз, который превратился в официальную организацию благодаря заказчику — тот заставил зарегистрироваться официально, чтобы заключить договор. Основатели бюро «ДВОР» уверены, что архитектор должен уметь общаться со всеми и интересоваться всем. Поэтому сейчас они активно работают с общественными организациями, социологами и строителями, формируя вокруг себя архитектурное сообщество.

Каждую рабочую задачу бюро «ДВОР» воспринимает как возможность научиться чему-то новому. В проекте TREEHOUSE CASTLE архитекторам достался участок из-под срубленных ради его же благоустройства сосен. На нем заказчик хотел видеть очень простой объект для детей. Однако архитекторы поняли, что территориальные и материальные ресурсы участка позволяют гораздо большее. Чтобы эффективно использовать срубленные деревья, вместо одного турника они создали целый детский город, превзойдя ожидания заказчика.

Куда двигаться дальше?
«Мы много размышляли о том, как хотим развиваться, и придумали свою „пирамиду архитектурных потребностей“. В ней есть место для предметов интерьера, крупных общественных зданий и даже целых городов. Эту стратегию мы придумали тогда, когда у нас было мало проектов. Но сейчас появилась работа, и мысли о векторе развития ушли на второй план».
Мария Левченко
бюро «ДВОР»
Свои амбиции бюро «ДВОР» выстраивает по принципу пирамиды Маслоу, где «город» — высшая потребность, масштаб, прийти к которому сложнее всего.
«Свое „идеальное“ бюро мы начали придумывать еще год назад и поняли, насколько нам важны идея чистого пространства и возможность каждого участника команды влиять на результат. Поэтому для своего бюро мы выбрали горизонтальную структуру развития, а для сложных проектов — путь коллаборации с профессионалами. Конечно, розовые очки в процессе сползают, но мы не разочаровываемся в профессии. Скорее наоборот, мы все больше осознаем важность каждой линии, формы, материала и степень своей ответственности за них».
Ксения Карабанова
бюро «Одногруппники»
«Конечно, мы бы хотели делать все больше и больше проектов и полностью посвящать себя этому. Нельзя сказать, что у нас есть четкое представление о себе в долгосрочной перспективе, и что мы как-то осознанно выбрали вектор развития. Просто постепенно наше бюро растет, мы приглашаем новых людей в команду и хотим верить, что это только начало. Главное для нас — оставаться верными своим принципам и делать то, что мы должны делать. Потому что сила — в „Правде“».
Никита Тугарин
бюро «ПРАВДА»