И первое, что мы сделали в ходе проекта, — это увеличили количество спикеров и участников. Последних мы рандомно разделили на три группы и закрепили за ними кураторов, которые на протяжении всего проекта будут помогать участникам сформировать портфолио, актуальное в 2020 году. А мы — следить за прогрессом в серии публикаций, и на примере участников выявим основные требования к архитектурному портфолио. В финале проекта, который пройдет в рамках онлайн-программы для архитекторов, дизайнеров интерьеров и светодизайнеров «MosBuild Апрель», мы проведем сравнительный анализ портфолио «до» и «после».

Чтобы участники могли увидеть свое портфолио не только как самостоятельную и законченную книгу, но и взглянуть на него глазами потенциальных работодателей, мы пригласили в спецпроект экспертов с разным опытом и бэкграундом: практикующих архитекторов Москвы и Петербурга и преподавателей архитектурных школ.

А также для каждой группы участников мы вместе с партнерами творческого объединения «Дмитровка» подготовили специальный приз — онлайн-курс по основным функциям и принципам работы в InDesign, который обязательно пригодится при работе над архитектурным портфолио. Участников, которым достанется курс, выберет Иван Матвеев — архитектор, соучредитель объединения «Дмитровка»

 

Спикеры

Михаил Ситников


Никита Токарев

Автора этого портфолио можно смело похвалить за хорошую графику и аккуратную верстку. Но несмотря на это, мне не хватает сюжета и индивидуальности.

Я бы перенес текст от автора в начало и посмотрел насколько портфолио ему соответствует, ведь портфолио — это не просто каталог работ, а прежде всего творческий портрет автора.

Текст говорит про образы, чувства и ощущения от контакта с архитектурой. Это несомненно важные идеи, но в портфолио нелегко найти их отражение. Тут могут помочь референсы, ручная графика, выбор изображений, в общем переосмысление проектов, исходя из задач портфолио. Помещать одно изображение на лист можно лишь будучи уверенным в его стопроцентном качестве. Не факт, что проекты должны идти в хронологической последовательности, и тексты к ним тоже сейчас имеют скорее технический характер.

Маргарита Подгорная

Портфолио оставляет приятное впечатление, если сразу понять, что его нужно смотреть разворотами. Но я думаю, что не все работодатели сориентируются, и это можно отнести к минусам.

На странице CV есть одна из самых распространённых ошибок — «шкала знаний программ». Для работодателя это необъективная оценка. На мой взгляд, знание программ лучше давать просто списком. Также в некоторых проектах я вижу недоделанные материалы, которые оставляют ощущение пустоты. А ведь в портфолио нужно вставлять только самое лучшее.

Вторая распространенная ошибка в портфолио — текст, который отформатирован по двум краям и имеет огромное количество переносов. Текст в портфолио безусловно является одним из инструментов при создании лаконичной композиции листа, но не стоит забывать про его основную суть — смысл. Неудачная компоновка текста может привести к тому, что смысл вашей работы останется без внимания.

 

Тимур Абилов


Олег Манов

Эффектное и стильное портфолио, но его автор точно не практик. Тимур сразу пишет, что архитектура для него — это что-то вроде иммерсивного театра, хэппиненга. Но интересы нашей компании лежат в более практической плоскости, поэтому в свою команду мы таких архитекторов не берем.

По содержанию мне не хватает информации о возрасте. Также в описании к проектам хотелось бы увидеть, в каком году был выполнен проект, в какой компании и состав авторского коллектива. При этом разглядывая проекты, я понимаю, что Тимур не просто занимался оформлением подач, а полноценно участвовал в этих проектах как соавтор, это очень важно.

Михаил Бейлин

Очень яркое интересное портфолио, которое с самого начало демонстрирует высокий художественный уровень номинанта и заинтересованный подход к своим проектам. Видно, что за ним стоит думающий увлеченный архитектор.

Минусы — это продолжение его плюсов. Потому что портфолио скорее демонстрирует метод и способ мышления автора, но не очень демонстрирует его технические навыки.

Когда архитектурные бюро набирают на работу молодых сотрудников, их интересует не только и не столько уровень вкуса и мысли, а скорее умение архитектора работать в современных программах, скорость его работы, количество работы, которое архитектор может сделать за единицу времени и т. д. И вот эти моменты портфолио, к сожалению, совсем не раскрывает. Они определенно есть — но из портфолио этого не следует.

В остальном, повторюсь — это свежая подборка думающего и тонко чувствующего человека.

 

Елизавета Облетова


Никита Токарев

Я бы на месте автора начал с вопроса «Что я хочу о себе рассказать с помощью портфолио? Какие важные для меня идеи я хочу донести до зрителя?». Ответ сформулировать в коротком тексте и поместить его в начало после CV. Тогда каждый проект будет ответом на этот вопрос.

Так, например, нужно ли помещать все планшеты для Градсовета, или лучше выбрать из них то, что делал лично автор, чему он научился, и что важно для сюжета портфолио? Нужны ли все планы для дипломного проекта, или дать больше места для отличный рисунков и их прокомментировать? Часто работодателя интересуют не только навыки, они примерно одинаковые у всех, а умение мыслить.

В целом Елизавета обладает узнаваемым графическим стилем, прекрасно владеет рисунком, но подает его как бы между прочим, не раскрывая роль в процессе проектирования. Возможно есть и другие источники вдохновения, интересные мысли, о которых мы не узнаем, следя за перечислением проекций.

Маргарита Подгорная

Сразу с обложки видно, что человек неплохо рисует, и такой прием безусловно добавляет идентичности портфолио. Также мне понравилась страница CV — все очень информативно, четко и по сути.

Из минусов — на странице с некоторыми проектами много воды в тексте. Я бы советовала пропустить текст через «сито» и избавиться от ненужной информации. За ориентир можно брать структуру текста в проекте Красный Маяк, где вполне ясно изложены цели и задачи.

В портфолио представлено большое количество недоделанной работы, не выделена главная информация, многие элементы спорят друг с другом за внимание на листе.

Хочется напомнить автору, что портфолио — это не просто альбом для чертежей и визуализаций. Каждый его элемент должен быть сделан специально под портфолио, и над этим нужно работать.

Страницы с версткой планшетов вызывает негативное впечатление. Я считаю, что архитектор с «заводскими настройками» должен уметь верстать планшеты. В архитектурных вузах нас этому учат с самого первого курса, поэтому показывать верстку планшетов в портфолио все равно, что показывать головы с вступительных экзаменов.

Дипломный проект квартала совсем не раскрыт. В портфолио вставлена аналитическая часть с застройкой европейских кварталов, которая скорей вызывает вопросы, чем объясняет проект.

Также остался вопрос по выбору цвета для верстки: почему желтый? Он не фигурирует в проектах, и, на мой взгляд, лучше использовать более подходящий к проектам цвет.

 

Параскева Паниева


Олег Манов

Оригинально оформленное и содержательное портфолио говорит о нестандартном мышлении. Но если говорить о приглашении на работу, без личного общения сложно сказать, насколько человек нам подходит. Мы уже брали в команду архитектора с очень нестандартным портфолио, спустя время начались сюрпризы, и нам пришлось расстаться.

Глубина проработки проекта Мусоросжигательного завода и Научно-исследовательского центра приятно удивляет и подкупает. А вот, например, схожесть проекта жилого комплекса Iceberg с реализованным проектом в Дании с таким же точно названием очень напрягает. Остается гадать: либо задача ставилась взять за основу существующий проект и доработать его для г. Магнитогорска, о чем не говорится в описании, либо архитектор двигался по пути наименьшего сопротивления. Это тоже путь, но на мой взгляд лучше придумывать что-то свое, новое и оригинальное.

Если исключить проект Iceberg, то я бы позвал Параскеву на собеседование, чтобы пообщаться лично. А по портфолио добавлю, что довольно трудно читать тексты с таким мелким шрифтом. Лучше его делать крупнее и четче, текст по содержанию классный!

Михаил Бейлин

Интересное и узнаваемое портфолио хорошего мархишника. Но меня немного смущает структура: не совсем читается общий подход и уровень автора. Также на мой взгляд не совсем уместны чередования проектов с комиксами. Сами по себе комиксы симпатичны и показывают заинтересованность автора, но возможно имеет смысл либо все портфолио структурировать комиксом, либо оставить их только в начале и в конце.

Довольно много информации дано по каждому проекту. От планшетов для сдачи в университете, портфолио отличает четкое отношение к творчеству: не нужно вставлять все материалы. В идеале ограничиться 2-3 картинками, иначе в процессе изучения портфолио теряется живость восприятия.

В целом это портфолио очень студенческое, не хватает некой четкости интенции. Но это нормально, учитывая что Параскева еще учится в институте. Но раз уж мы формируем подход на будущее, я бы рекомендовал вычленить наиболее важное, и на основе этого строить репрезентацию своего творчества.

А также Параскева Паниева получает от наших партнеров авторский курс по работе в InDesign

Иван Матвеев

Хорошее начало, есть над чем работать. Самое главное — хороший потенциал для развития, можно выйти на новый качественный уровень. Особенно радует творческий подход и то, что видно желание сделать что-то интересное, найти собственную тему.

 

Даниил Наринский


Никита Токарев

Отличное портфолио. Есть структура и внутренняя логика, большое разнообразие сюжетов, техник и подходов. Видно, что Даниил успел себя попробовать в разных жанрах проектирования, в выставках, строительстве. В каждом проекте рассказана история, а не просто перечислены чертежи. Вместе с тем стоит разнообразить верстку, 12-18 изображений на небольшой странице — это многовато. Также не стоит пренебрегать текстом и давать помимо «анкетных данных» проекта еще немного содержательных комментариев.

Например, студенческий дискуссионный клуб заслуживает внимания. Один только перечень тем для обсуждений может дать представление о широте интересов автора. Немного не хватает акцентов: важным проектам, таким как диплом бакалавра, можно отвести больше места, а менее значимым — достаточно одного разворота.

Маргарита Подгорная

На первый взгляд портфолио многообещающее и интригующее, «чисто» оформлено. Но после минималистичной обложки появляются вопросы к автору.

Лично меня очень сильно возмутила страница CV, отнесенная в конец. Все мы привыкли, что в портфолио «стандартного» образца CV находится в начале. Как работодатель, при просмотре портфолио я хочу сразу понимать какой уровень образования и опыт работы у человека.

Также автор очень специфично подает информацию. В портфолио встречается много графического материала, для которого отсутствуют какие-либо комментарии. Из-за большого объема этого материала, все сделано очень маленьким — на экране ноутбука невозможно нормально рассмотреть, не приближая.

Сходу очень тяжело понять суть каждого проекта, нужно тратить время и вникать, чтобы понять хоть что-то. Я считаю это неуважением к работодателю. Кроме этого встречаются ошибки в словах. Но самое главное — непонятна цель портфолио. Какую работу ищет этот человек?

Из плюсов — мне понравилось, что в одном из разделов появилось описание роли автора в проекте. Этот пункт очень сильно помогает понять, чем именно занимался человек на проекте. Здорово.

 

Федор Кошель


Михаил Бейлин

Из всех участников спецпроекта, чьи портфолио я видел, здесь наиболее целостный материал. Четко понятно, что автор хотел рассказать, понятен срез его умений. Хочу похвалить автора за структуру и репрезентативность, неплохо сверстано. Портфолио подкупает тем, что оно понятное, в нем не нужно разбираться. Федору просто осталось найти такое бюро, которому подойдет его архитектурный подход, так как он своеобразный.

Глобально мне здесь нечего посоветовать по портфолио, так как свою задачу оно выполняет. Разве что могу посоветовать насыщать новыми работами, и может быть старые будут пропадать. Из этого портфолио ясно, что Федор — серьезный архитектор, который пригодится в бюро.

Олег Манов

Хорошая подача материала, все четко структурировано, читабельно и оформлено со вкусом. Эта умеренная сдержанность в оформлении читается и в самой архитектуре.

Из минусов — мне кажется, в портфолио дано слишком много проектов. Треть из них можно спокойно не показывать, и от этого впечатление не ухудшится. Также можно было не включать суперграфику и примеры визуализаций, ведь Фёдор вряд ли рассчитывает получить должность визуализатора. Гораздо лучше было бы показать 3-4 последних проекта, которые демонстрируют сегодняшний уровень более подробно: описание, детали, узлы, материалы отделки.

В плане архитектуры для меня это излишне минималистичный подход. Особенно это выглядит угрожающе минималистичным на проекте Культурно-досугового центра с мега-масштабом и одним дизайном. При этом идея мостов выглядит привлекательной.

Разбор портфолио остальных участников появятся в следующих публикациях, а в финале мы проведем их сравнительный анализ «до» и «после» вместе с кураторами в рамках онлайн-программы для архитекторов, дизайнеров интерьеров и светодизайнеров «MosBuild Апрель». А пока предлагаем вам вспомнить базовые правила, на соответствие которым мы рекомендуем проверить свое портфолио прямо сейчас.