Мечты сбываются: зачем архитектору становиться девелопером для своего проекта

Необычные планировки и сочетания материалов, средневековые технологии строительства... не каждый застройщик согласится на такое. Но любые идеи обернутся явью, если архитектор сам станет девелопером. Британец Амин Таха стал одним из тех, кто решился на это. 

Мечты сбываются: зачем архитектору становиться девелопером для своего проекта

В 2018 году журнал Icon назвал Амина Таху одним из самых «многообещающих и интересных молодых архитекторов» Соединенного Королевства. Большинству его имя ни о чем не скажет — он пока не успел примелькаться среди британских мэтров масштаба Ричарда Роджерса и Нормана Фостера. Амину 46 лет, 13 из которых он руководит собственной студией. До того он работал в нескольких известных бюро, в том числе Zaha Hadid Architects. Точно так же, как Заха, он стремится делать проекты, которые не вписываются в привычные стандарты и представления о современной архитектуре.

Жилой дом 15 Clerkenwell Close

2017 год выдался для Амина особенно плодовитым. Завершилось строительство сразу нескольких его объектов, среди которых был дом 15 Clerkenwell Close в Лондоне. В основе здания лежит глубокий синтез: оно объединило в себе не только две функции — офисную и жилую — но и массу уникальных решений, в том числе фасад из известняка и древние строительные технологии.

Как Амину Тахе удалось построить подобное здание в сердце британской столицы? Для этого он принял три решения:


Взять на себя больше ответственности


Архитектор в этом проекте уподоблен режиссеру, одновременно исполняющему главную роль на сцене. Он выступил не только автором, но и девелопером здания, а по окончании работ поселился в квартире на последнем этаже и перевез бюро в одно из офисных помещений.

В интервью Таха не распространяется о том, как ему удалось совместить роль архитектора и застройщика. Но важно другое: именно благодаря этому он сумел воплотить несколько смелых идей.


Не спешить


Работа над проектом заняла пять лет, и у архитектора было достаточно времени, чтобы глубоко вникнуть в контекст среды. В XI веке на этом месте находилось норманнское аббатство, но к 70-м годам XX века от него остались лишь руины и макет дороги.

Норманнские каменщики любили работать с известняком, использовали его для фортификационных и религиозных сооружений. Они знали, что сразу после добычи из карьера порода достаточно мягкая и ее легко разрезать на части; затем камень кальцинировали и использовали в строительстве.

По мнению Амина Тахи, подобный метод придает сооружениям больше целостности, но архитекторы об этом забыли «за вездесущим слоем облицовки поверх каркаса».


Реализовать


В результате появилось здание, в котором на первый план выходит самонесущая конструкция из цельных блоков известняка, вторящих церкви напротив. Последнюю попытку строить несущие конструкции из камня в Лондоне делали более 100 лет назад. И архитекторы просто не смогли найти местного поставщика — технология уже утеряна. Нужный карьер оказался во Франции, где смогли вырезать блоки из породы возрастом 600 млн лет: той же эпохи, что и камень в церкви по соседству с домом.

И хотя в XXI веке мало кому придет в голову делать такую сетку из цельных кусков известняка вместо стандартной облицовки плитами по каркасу, всё-таки есть и у такой технологии и преимущества. Представитель Webb Yates Engineers (компании, которая разрабатывала конструкции) утверждает, что такой фасад будет лучше вести себя со годами и экономит ресурсы на установку: резка камня займет меньше времени, а это снизит расходы на оплату труда. Важно отметить, что такая облицовка выгодна с точки зрения строительного процесса, но в целом не экономичнее других вариантов.

Критики встретили 15 Clerkenwell Close с восторгом: в одной из статей его назвали «поэтической медитацией на современные возможности добычи и строительства из камня», в другой — «авантюрным проектом», в котором детали «производят смелый и мощный эффект». Здание заметили не только в прессе: в 2018 году его признали одним из лучших жилых домов на региональном уровне, а потом удостоили и Национальной премии RIBA.


Как оставаться смелым с заказчиком?


Когда в игру вступает клиент, Амин Таха не пасует и продолжает внедрять экстравагантные методы. Жилой дом Barrett’s Groove тоже получился двухслойным: внешняя оболочка — из перфорированного кирпича, а скрытый за ней несущий остов собран из деревянных CLT-панелей. Главной деталью проекта стали большие плетеные балконы.

Жилой дом Barrett’s Groove

Все решения продиктованы уникальным творческим подходом Амина Тахи, но они ни в чем не идут вразрез с вопросами экономии. Заранее изготовленный мегакаркас из CLT-панелей снижает углеродный след здания, хотя это не стало решающим фактором в его пользу — главное здесь то, что конструкцию собрали всего за восемь дней и она не потребовала дополнительной отделки. В результате себестоимость одного квадратного метра составила 1991 фунт, при этом средние расценки на недвижимость в Лондоне начинаются от 10800 фунтов за квадратный метр.

По завершении строительства этот проект тоже ожидали почести: в 2017 году он вошел в шорт-лист главной британской премии по архитектуре — приза Стирлинга.


Что помимо наград дает такой подход?


Виртуозная работа с материалами и историческим контекстом позволила Амину Тахе выполнить несколько проектов реконструкции: офисные здания Golden Lane и Phipp Street и угловой магазин Upper Street. Архитектор не просто вернул к жизни каждую из построек, но и оставил в них собственный отпечаток. В Golden Lane это зубчатая отделка дверей и окон, в Upper Street — окна, вырезанные как бы в случайном порядке прямо поверх прежних «слепых» проемов. Привнесения находятся в балансе с памятью о месте, поэтому не воспринимаются как порча архитектуры.

Здание 168 Upper Street в Лондоне

К вопросам реставрации в Англии подходят с особой щепетильностью. Можно даже сказать, что работа с историческими зданиями — высшая степень доверия для британского архитектора. И Амин Таха это доверие по праву заслужил благодаря своему тонкому и вдумчивому подходу.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще