Окружной совет Лос-Анджелеса проголосовал за строительство нового здания художественного музея (Los Angeles County Museum of Art, или сокращенно LACMA) по проекту Петера Цумтора в конце весны. На заседание пришли актеры Брэд Питт и Дайан Китон, которые подготовили речь в защиту будущего объекта и его автора. Тяжелая голливудская артиллерия швейцарцу была необходима. За неделю до этого горожане увидел визуализации нового LACMA, которые категорически не устроили многих. Самый влиятельный архитектурный критик Лос-Анджелеса Кристофер Найт (Christopher Knight) сравнил рендеры Цумтора с рекламой таблеток от импотенции, которые заманивают красивой картинкой, но на деле результат может быть любым.

Активисты начали сбор подписей против проекта, а в суд поступил иск, в котором утверждается, что запланированная пятиэтажная парковка не соответствует экологическим нормам. Вердикт суда очень ждут, только он теперь может отменить реализацию. Хотя противники проекта признаются: паркинг — не самая большая проблема.

Сокращение площади

Директор LACMA Майкл Гован (Michael Govan) заказал проект потому, что растущая музейная коллекция перестала помещаться в три корпуса. К тому же здания порядком обветшали. Первую концепцию музея Цумтор представил в 2013 году. Здание изогнутой формы с иссиня-черными фасадами горожане окрестили гигантской кляксой. Но к нему были и более серьезные претензии: стены такого цвета не самый подходящий вариант для калифорнийского солнца и объект слишком близко подходит к природной охраняемой зоне — битумным озерам Ла-Брея (Tar Pit Lake).

В новом проекте уже песчано-белый LACMA займет более скромную территорию, но и внутри станет на 4 000 кв.м. меньше (32 237 кв.м), чем здания, которые должен заменить. Как отмечает газета Los Angeles Times, это первый в истории случай, когда музей готов заплатить $650 миллионов, чтобы получить более тесное помещение. Важно, что $125 миллионов из них — это деньги налогоплательщиков.

Интервенция в городскую ткань

LACMA расположен в центре Лос-Анджелеса, в границах так называемой музейной «Волшебной мили». Цумтор предлагает перекинуть часть здания над бульваром Уилшир (Wilshire Boulevard), одной из главных улиц города. Идея поездки под «музеем-мостом» выглядит увлекательной, однако многие с ней не согласны. Парящая над бульваром масса будет весить несколько тонн, и даже на рендерах ее обещанная воздушность кажется сомнительной.

К тому же из-за строительства будет утрачено оригинальное здание 1965 года Уильяма Перейра, автора знаковых в Америке футуристических построек. Снесут и более поздние комплексы 1986 и 1988 годов, спроектированные соответственно бюро Holzman Pfeiffer Associates и Брюсом Гоффом.

Отсутствие офисов

Небольшая площадь музея не только вынудит хранить в запасниках часть коллекции. В новом здании LACMA не предусмотрены места для музейных сотрудников. Предполагается, что они будут работать в небоскребе SBE Entertainment Group, который расположен через дорогу. Кроме очевидного неудобства, это обернется дополнительными расходами — офисы придется арендовать.

Бетонные стены

Цумтор предлагает элегантное решение интерьера — гладкие бетонные стены. Однако если в Европе в таких случаях картины вешают на лески, которые спускают с потолочных крючков, в Лос-Анджелесе, где часто бывают землетрясения, такой способ крепления невозможен. Стены нужно будет сверлить, в том числе и для временных выставок, а потом заливать свежим бетоном образовавшиеся дыры, следы от которых все равно останутся заметными. Плоскость с несколькими такими повреждениями в случае подземных толчков с большой долей вероятности даст трещину. К тому же голый бетон не лучший фон для многих экспозиций. В другом месте эту проблему легко решить временными окрашенными перегородками. Но в Калифорнии они запрещены — тоже по соображениям сейсмической безопасности.

Открытое пространство

Лаконичный Цумтор предлагает свободно перетекающее одноэтажное пространство с минимумом стен и несущих конструкций. Рендеры, где на стенах висят шедевры европейской живописи, выглядят привлекательно. Но арт-критики напоминают, что LACMA не картинная галерея, а музей, в котором артефакты индейских цивилизаций, древнего Китая и персидских династий собраны вместе с полотнами Рембрандта и Кандинского. Многим совершенно не понятно, как будут размещаться экспонаты, если для них не предусмотрен контекст. Кроме того, в коллекции есть по-настоящему громоздкие и визуально, и в буквальном смысле вещи, например, массивные железные барельефы. В реальности придется либо отказаться от них, либо неловко обрубить идею свободно перетекающего пространства.

Нечеткое осознание масштаба

Цумтору пеняют на то, что он никогда не проектировал общественные здания такого размера, поэтому не очень отдает себе отчет в том, как они должны быть устроены с точки зрения удобства пользователей. На рендерах будущее здание музея выглядит, как модная картинная галерея, где основные посетители молодая инстаграмная публика. В залах и коридорах нет лишних деталей, в число которых попали и скамейки для отдыха, их явно слишком мало. Учитывая масштабы LACMA, так называемая музейная усталость в нем неизбежна. Один из главных музеев американского запада посещают и пожилые туристы, и школьники, которым нужны места, где можно собраться группой как внутри здания, так и снаружи, где сейчас предусмотрена только небольшая терраса кафе.

Риск транспортного коллапса

Цумтор решил сделать для музея спорную с точки зрения экологических норм пятиэтажную парковку потому, что разрешенной двухэтажной сейчас недостаточно. В 2023 году рядом с LACMA откроют новую станцию подземки. Логично предположить, что автомобилисты будут оставлять машины на музейной парковке и уезжать дальше на метро. Бульвар Уилшир уже представляет собой транспортную и экологическую проблему для жителей соседних кварталов. С новой станцией метро и большой парковкой он может полностью застопорить движение в городе и значительно ухудшить качество воздуха.

Впрочем не исключено, что все это только видимая часть айсберга. Открытое письмо к Цумтору газеты Los Angeles Times вышло с резюмирующим заголовком «Прекратите унижать искусство Лос-Анджелеса». В ней архитектора упрекают в высокомерном отношении к коллекции LACMA, которую он в интервью швейцарской Neue Zürcher Zeitung назвал «собранием бесхозных вещей». Досталось и директору музея Майклу Говану, который якобы только из своего нью-йоркского тщеславия пригласил титулованного швейцарца сделать его первый проект на территории США.

Журналисты интернет-издания LA Curbed убеждены: Цумтор не понимает постмодернистскую эстетику «города магистралей» и отрицает ее ценность. «Архитектор-монах», как пишут они, спроектировал здание, которое на фоне серебристо-красного музея Петерсена (Petersen Automotive Museum) и гигантского шара Музея киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно (Academy Museum) выглядит настолько невзрачным, что на него «хочется повесить баннер».

Идея строительства нового здания для LACMA возникла в 2001 году.

 

Конкурс выиграл проект Рема Колхаса, который предложил заменить существующие четыре здания музея на одно большое под крышей-шатром.

 

Музей не смог собрать $400 миллионов, необходимых для строительства.

 

В 2003 предприниматель Эли Броуд (Eli Broad) спонсирует строительство небольшой галереи современного искусства. Для работы над ее концепцией и мастерпланом LACMA приглашают Ренцо Пьяно.

 

В 2005 начинается строительство сразу двух зданий по проекту итальянца: музея современного искусства BCAM (Broad Contemporary Art Museum) и выставочного павильона Линды и Стюарта Резник (Lynda and Stewart Resnick Exhibition Pavilion). Их открыли в 2008 и в 2010.

 

В 2006 пост директора LACMA занимает Майкл Гован, который сразу же предлагает Петеру Цумтору спроектировать новое здание. Архитектор приступает к работе в 2008.

 

В 2013 Цумтор показывает первый вариант проекта.