© tatlin.ru
© tatlin.ru

Проект кинотеатра под открытым небом в Ереване стал современным и смелым переосмыслением классического амфитеатра. Архитекторы Спартак Кнтехцян и Тельман Геворгян придали зрительному залу выразительную форму, лишив его прямых углов. Летний кинотеатр «Москва» расположен в центральной части Еревана и, в отличие от большинства зданий модернизма, не стремится доминировать в пространстве, а имеет средовой характер и мирно согласуется с окружением.

Андрей Битов в «Уроках Армении» описывал «Москву» так:

«Это был действительно выдающийся кинотеатр, построенный столь оригинально, что при вечернем освещении я так и не уловил, как же он выглядит в целом: казалось, он висел над землей, как приземляющаяся летающая тарелка... Зал под открытым небом напоминал форум. Над нами горели жирные южные звезды, как в планетарии; мне казалось, мы взлетели и если рискнуть подойти к краю и взглянуть оттуда вниз, то где-то глубоко под собой увидишь нашу милую, еще не столь роскошно застроенную Землю и, расчувствовавшись, прочтешь вниз длинные стихи об оставленной на Земле любви».

Летний кинотеатр «Москва». 1970-е. Из архива С. Кнтехцяна
Летний кинотеатр «Москва». 1970-е. Из архива С. Кнтехцяна

Сейчас уникальный кинотеатр отчаянно нуждается в ремонте. До недавнего времени велись разговоры о его сносе, однако после протестов ереванцев его оставили в покое.

Книгу «Летний кинотеатр «Москва» написал Карен Бальян, профессор Международной академии архитектуры (МААМ) и автор более сотни научных статей и монографий по теории и истории современной архитектуры. Издание не ограничивается описанием кинотеатра, в нем рассказывается об архитектуре Еревана в период хрущевской оттепели и о тех, кто создавал новый облик столицы Армянской ССР. В отдельную главу вынесены воспоминания Бальяна о встречах со Спартаком Кнтехцяном и Тельманом Геворгяном. Многие фотоматериалы, чертежи и эскизы публикуются впервые.

С разрешения издательства мы публикуем отрывок из книги о композиции кинотеатра.

***

Летний кинотеатр построен из монолитного железобетона и облицован цементной штукатуркой. Монохромная серая архитектура. Единственный цветовой акцент — мозаичная стена фонтана в глубине нижнего уровня.

Кинотеатр обладает всеми характерными чертами архитектуры модернизма: образ, сотканный из лаконичных форм, железобетонная тектоника, ясно и чётко выраженная, открытость, демократичность, экономный по средствам выражения архитектурный язык и экономичное по материалам и конструкциям техническое решение.

Но при этом у кинотеатра были две особенности, не совсем характерные для архитектуры модернизма. Первое — это определенная деконструктивность его архитектуры. В кинотеатре нет прямых углов — ни в планах, ни в разрезах. Объёмы двух нависающих в пространстве консолей залов, напоминающих формы известного клуба Константина Мельникова на Стромынке в Москве, также несимметричны. При этом кинотеатр воспринимается скорее не объёмами, а плоскостями, сложенными под разными углами. Терраса вдоль улицы — плоскость с загнутыми краями, образующими парапеты. Амфитеатр — плоскость, сложённая ступенями-лестницами с бортами, делающими его похожим на самосвал (метафора ереванского городского фольклора. — К. Б.).

Подобная архитектура больше деконструктивна, чем конструктивна. У кинотеатра конические колонны, сужающиеся кверху, — форма, также работающая на деконструктивность, — тектоника классического ордера имеет обратное построение в виде расширяющейся кверху капители. Диаметры колонн у оснований одинаково широкие, так же, как диаметры в верхней части, одинаково суженные, но высота различна, поскольку они поддерживают уходящий вверх амфитеатр. Тем самым, все пары колонн разные. Убывающие кверху колонны сообщают лёгкость конструкции — складки амфитеатра не столько опираются на них, сколько подталкиваются" их заостряющимися окончаниями кверху. Само строительство такого повисшего в воздухе лишенного симметрии железобетонного объёма (3 000 м3 бетона) было очень непросто. Неслучайно в короткой газетной информации рядом с именами архитекторов и начальника строительства указаны и фамилии мастеров-бетонщиков и столяра, собирающего опалубку (правда, к сожалению, не указан конструктор, роль которого была не менее важной).

Вторая особенность кинотеатра — средовой характер его архитектуры, тоже не характерный для модернизма. Советские постройки модернизма довольно жёстко противостоят пространству, подчёркивая самоценность своей формы. Кинотеатр не сопротивляется пространству. Он вдавлен, зажат в пространство и определён пространством, его архитектура подчинена пространству: нижний уровень есть продолжение улицы, верхние бетонные части занимают место, заполненное воздухом. Но в этих условиях зажатости архитектура кинотеатра предельно свободна, что обозначет её модернистскую подлинность. Профессор Ю. Волчок, анализируя решение ереванского кинотеатра, обращается к истории: «Н. А. Ладовский утверждал, что пространство, а не камень, — материал современной архитектуры. Для Армении такое понимание архитектуры восходит к значительно более давнему времени. Андрей Белый ещё в довоенные годы заметил (в переписке с М. Сарьяном), прочитав книгу Стржиговского „Строительное искусство Армении и Европа“ (1911): автор „считается не только с каменным каркасом формы, но и с воздушной формой, в нём заключённой... подлинная форма — воздушная...“. Кинотеатр — едва ли не единственное здание в современном Ереване, отвечающее этому пониманию традиции армянского зодчества», — заключает Ю. Волчок.

Не противостоять в эгоистической манерности, но соответствовать пространству города, вписаться в его среду — в этом была некая декларативность архитектуры летнего кинозала.