Центральная библиотека Китакюсю
Арата Исозаки, 1975
В 1970-е вектор развития архитектуры в регионе задавал Арата Исозаки. В здании библиотеки архитектор применил полюбившуюся ему тему изогнутых объемов с полуциркульным завершением. Комплекс составлен из двух перпендикулярных блоков, которые образуют широкий променад с лестницей, спускающейся уступами к парку. Первый блок с одним изгибом вмещает в себя библиотеку, тогда как во втором, изогнутым уже два раза, размещается местный исторический музей.
Помимо детально проработанного плана здания, вызывает интерес внутреннее пространство и конструкция полуциркульных сводов. Составленные из сборных бетонных элементов, аркады смотрятся особенно эффектно в местах закруглений, отдаленно напоминая конструкции готических соборов.
Исозаки был одним из вдохновителей проекта «Кумамото Артполис» (КАР), просуществовавшего 10 лет до 1998 года. В его основу был заложен простой принцип: решения по строительству новых объектов должна принимать не администрация и даже не строители, а известные архитекторы, которым дается возможность по своему выбору приглашать специалистов для проектирования необходимых зданий.
Музей курганов (КАР)
Тадао Андо, 1992
В рамках программы «Кумамото Артполис» Тадао Андо было поручено разработать небольшой музей для комплекса сохранившихся курганов и древних захоронений. Основной мотив музея- поднятая над уровнем земли платформа, с которой посетители могут осматривать курганы. Для того, чтобы не нарушать природный ландшафт и сконцентрировать внимание зрителя непосредственно на гробницах, все остальные функции по максимум скрыты: парковка расположена за лесом недалеко от комплекса, а основные выставочные залы размещены на подземном уровне.
Женское общежитие компании Saishunkan Seiyaku (КАР)
Казуо Седжима, 1994
Женское общежитие — первая крупная работа в карьере лауреата Притцкеровской премии Казуо Седжимы. Здание вмещает до 80 постояльцев и предназначено для девушек из местной фармацевтической компании, которые в первый год работы живут и учатся вместе.
20 жилых ячеек, рассчитанных на четверых, расположены на первом этаже вдоль восточного и западного фасадов, образуя между собой открытую зону для совместного время препровождения. Второй этаж отведен под общественные нужды и комнату смотрителя, которая активно выделяется своей криволинейной формой на фоне прямоугольных общественных блоков.
Выступающие части помещений верхнего уровня и связывающие их переходы с лестницами визуально делят первый этаж на несколько функциональных зон, но при этом оставляет его единым, позволяя тем самым зрительно увеличить общее пространство.
Жилой комплекс Nexus World Kashii
Стивен Холл, Рем Колхас, Кристиан де Портзампарк и др., 1991
В 1991-м году японский экономический пузырь достиг своих максимумов. Высокие цены на недвижимость позволили пригласить именитых архитекторов, в том числе Стивена Холла, Рема Колхаса и Кристиана де Портзампарка для реализации жилого блока в Фукуоке. В соответствии с идеей комплекса, чей генплан разрабатывал Арата Исозаки, были реализованы экспериментальные проекты, создающие новые типологии городского жилья.
Стивен Холл предложил проект, основанный на переработке базового элемента традиционной японской архитектуры — фусумы — скользящей двери, предназначенной для деления комнаты на отсеки.
Внутреннее пространство каждой из 28 квартир определяется положением передвижных перегородок. Например, днем спальня может быть трансформирована для увеличения гостиной. Такая система также позволяет менять число комнат или уменьшать/увеличивать пространство существующих в зависимости от обстоятельств.
В проекте Рема Колхаса все помещения трехэтажных квартир организованы вокруг внутреннего двора. На фасаде здания хорошо читается функциональное разделение здания на уровни: первый этаж отведен под входную зону и магазины с кафе, на втором этаже размещаются спальни, а третий этаж с криволинейной кровлей предназначен для кухни со столовой и гостиной.
Городской музей Яцусиро (КАР)
Тойо Ито, 1992
Техническое задание требовало от архитектора заложить в проекте существенные выставочные площади, хотя участок для строительства находился в парковой зоне, где действуют ограничения в отношение высоты и объема новых зданий. Ито решил эту проблему разместив основные помещения под искусственным холмом. На поверхности же осталась входная группа с вестибюлем, кафе и лекционными залами.
Для того, чтобы зрительно уменьшить объем здания и придать музею более монументальный вид архитектор накрыл комплекс рядом тонких сводчатых оболочек, выполненных из листов металла. Расположенное на втором уровне хранилище спроектировано в форме горизонтального цилиндра и, работая на контрасте с легкими кровлями, собирает всю композицию воедино.
Смотровая башня и обсерватория (КАР)
Масахару Такасаки, 1992-1994
В начале 90-х Такасаки построил сразу несколько зданий схожей экстравагантной формы. Проектируя буквально в чистом поле, архитектор не был никак связан окружающей застройкой и постарался по максимум выразить свой творческий потенциал.
В итоге из смотровой площадки и обсерватории получились скорее гигантские скульптуры, собранные из всевозможных геометрических форм, нежели архитектурные объекты, что выгодно выделяет объекты на форме спокойных форм местного ландшафта
Отель-бутик Garden Terrace Hotel
Кенго Кума, 2009
Получив место для строительства на вершине холма, Кума мастерски обыграл площадки, сориентировав номера отеля на залив с видом на раскинувшийся ниже город и порт. Весь комплекс состоит из четырех разномасштабных строений, которые образуют внутренний четырехугольных двор. Кроме главного пятиэтажного объема отеля на территории находятся ресторан и два небольших блока с гостевыми апартаментами, как европейского, так и японского стиля.
Общественный центр Мияконодзё
Кионори Кикутаке, 1965
Как один из главных идеологов Метаболизма, Кикутаке проектировал этот общественный центр с расчетом на последующую перестройку здания и замену отдельных элементов фасада.
Необычная форма и общая организация здания полностью отражают это популярное в 60-е направление в архитектуре. Первый этаж комплекса выполнен из монолитного железобетона и включает в себя входное лобби, холл, небольшую сцену. Главная аудитория расположена на верхнем уровне и накрыта конструкцией из системы радиально поставленных стальных рам, несущих стальную оболочку кровли.
Эта самая оболочка по замыслу архитектора и должна была постоянно заменяться более современными материалами и технологиями. Хоть архитекторы продумали весь процесс замены до мельчайших деталей, по иронии судьбы кровля так ни разу не была заменена, зато первый этаж, который должен был оставаться неизменным, был значительно расширен.
Фото © Botond Bognar, Arata Isozaki, Kazuyo Seijma, Steven Holl Architects, OMA