Конкурс, деньги, бла-бла-бла: 8 выводов бюро SKNYPL за первые 2 года работы

За два года существования бюро молодые архитекторы успели поработать на разных по масштабу проектах и сформировать свои принципы в работе и свое отношение к ней.

Конкурс, деньги, бла-бла-бла: 8 выводов бюро SKNYPL за первые 2 года работы

В этом интервью практически нет вопросов. Архитекторы SKNYPL сами все рассказали «Архспичу», а нам оставалось только немного направлять диалог. Зато здесь есть истории. И восемь выводов о том, зачем архитекторам участвовать в конкурсах, что делать с неудачами, как относится к деньгам и можно ли делать бизнес с друзьями.


Про конкурсы


archspeech:
Даже для большого бюро конкурсы — это такая затратная тема: содержать всех, выделять команду. Вы все равно в это вписываетесь всегда. С какой целью, славы хочется?

Саша Плоткин: Да, славы.

Саша Скрыльник: Не только. Много, много моментов разных.

Азамат: У каждого свое: Саша хочет славы, я хочу квартиру оплатить. Вовремя.

archspeech: Только конкурс — это супер ненадежно чтобы оплатить квартиру.

Саша Плоткин: Вообще мы сначала пытались участвовать во всех конкурсах подряд, потом разочаровались в российских конкурсах, потому что все куплено. И решили, что будем участвовать только в заграничных. Тратим на это по 15 тысяч рублей за регистрационный взнос, а там уже дальше как пойдет.

archspeech: Вы в каком-то конкурсе заняли 2-е место. Что это за конкурс был?

Саша Плоткин: Это был американский конкурс — летний садовый театр в Чикаго. Foundation для художника современного. И они каждое лето устраивают на территории этой усадьбы новый временный летний садовый театр. И они каждый год приглашают участников, которых отбирают с помощью этого конкурса, чтобы построить концептуальную вещь, где современные художники будут устраивать всякие перфомансы и так далее. Мы решили поучаствовать. Как всегда это был регистрационный взнос. Мы долго не могли понять, что мы хотим делать. Я из Нью-Йорка ору на ребят: у нас осталось 2 недели, у нас ни хрена нет.

Стас: А мы из Москвы в Нью-Йорк ему орем: але, ты чего на нас орешь?

Саша Плоткин: В итоге никто не верил в этот конкурс…

Азамат: В смысле никто не верил?

Саша Плоткин: Нет, ну кто-то верил…

Азамат: Тот, кто делал, тот и верил!

Саша Плоткин: В итоге все отправили, и про конкурс этот забыли. А через месяц приходят результаты, что мы вышли в финал. Организатор пишет: спасибо большое за участие, было очень тяжело выбрать, вам буквально чуть-чуть не хватило, вы вошли в пятерку финалистов. Буквально от победителя один голос вас отделил. Это нас вдохновило делать еще и еще конкурсы.

Конкурс на летний садовый театр в Чикаго

Стас: В конкурсах еще почему приятно участвовать: ты можешь попробовать в нем свои какие-то теории, посмотреть, что выигрышнее, что нет. Это прямо про архитектуру. Если можно было бы сделать так, то как бы это поменяло мир. Мы, например, участвовали не так давно в конкурсе на дом будущего. Это был не российский конкурс. И мы в нем не заняли ни одного места.

Азамат: Хотя должны были!

Стас: Там первое место была одна тема. Второе, третье и четвертое место были с теми же концепциями, что и у нас. То есть абсолютное попадание в мировые тренды. Это эксперимент — ты на правильном пути или нет, чтобы быть в дискурсе архитектурном, и это нормально закаляет.

Если ты выигрываешь, это еще лучше, значит ты еще и по дизайну прошел. Я точно знаю, что мы не прошли из-за слабого дизайна и плохой подачи. Это кстати тоже очень важно: на конкурсах можно отточить подачу.

Азамат: Не то чтобы отточить, сколько найти какую-то неожиданную.

Стас: Драйв какой-то. В целом, конкурсы — это утоление такого голода творческого.

Саша Плоткин: Участие в конкурсе помогает стать острее, мыслить острее, презентовать острее. Это очень сильно развивает мыслительные процессы.

 Вывод № 1: Участвовать в конкурсах — полезно 



Саша Скрыльник
: А я хочу похвастаться, что у нас есть Стас. Он один сел и сделал буклет в 100 листов под большой конкурс от «Стрелки» и Дом.РФ. Мы все вместе садились придумывали, что это будет, как это будет выглядеть, в чем заключается идея. И Стас сел и зафигачил…

Азамат: …Сто листов! Хотя они сказали, что надо 25. Мысль не поместилась.

Саша Скрыльник: Нужен был просто образ среды, а Стас сделал планировки всех домов 4 типов, 4 варианта…

Азамат: …Домов соседей!

Саша Скрыльник: Все хозяйственные помещения, сделал генплан. Причем в нескольких вариациях. Мы даже решили сдать все генпланы, которые у нас были. Я к чему: подача.

Стас: Саша как раз рассказал пример плохого подхода, когда мысль большая, ты экстраполируешься и не можешь четко бить в одну цель.

Азамат: В нашем случае не было времени думать, надо было действовать. И легче было сделать все, нежели подумать и сделать необходимое.

Стас: Это похоже на стрельбу дробью, нежели на стрельбу снайпера. Одно четкое попадание, один выстрел.

Азамат: Это вопрос нашего опыта. Сейчас мы стараемся высказываться короче, но точнее.

 Вывод № 2: Не делать больше, чем нужно 


 Вывод № 3: Важно четко формулировать мысль 



Про отношение к работе и удаче


Стас
: Главное не расстраиваться еще. Был конкурс на дворик МУАРа, все предложения были просто супер плохие. И было удивительно видеть, как эти плохие предложения выигрывают. И ты думаешь: нафига тебе это все? Ты расстраиваешься. Но не надо.

SKNYPL
Конкурс на двор в МУАРе

SKNYPL

Азамат: Сегодня ты проиграл, завтра — выиграл.

Стас: Да, просто это больно иногда переживать. Если ты уверенный в себе, понял, у тебя мысли крутые, значит, ты должен выигрывать, а ты все время проиграл, проиграл, проиграл. Как будто ты лох.

Азамат: Это и с работой связано, не только с конкурсами. Очень часто так будет: ребята вместе соберутся, будут работать, и их несколько раз будет постигать неудача. Несколько раз подряд! Самое важное — научиться не опускать руки. Мне кажется, проигрывает тот, кто сам в какой-то момент захотел проиграть. Какое-то время обязательно нужно потерпеть и постараться, если ты проигрываешь, не обращать на это внимание.

Стас: Есть вера, что если ты проигрываешь сейчас на этих маленьких конкурсах, то тебя готовит жизнь к чему-то более крутому. И это прям нормально заряжает! Если ты действительно фанат, то ты будешь хейтить все проекты, кроме своего. Ты не сможешь это не переживать, если ты этого не любишь. Это здоровая реакция. Это как актер, который выходит на сцену, он обязательно переживает, потому что он хочет показать свой best, как это получается.

 Вывод № 4: Не опускать руки 


Принципы работы бюро и разделение обязанностей


Стас:
Самая большая радость, когда у нас есть обсуждение. Мы на них тратим очень и очень много времени, и ненавидим себя за это. Потому что половину рабочего дня мы выкидываем, и при этом потом сил нет сидеть и чертить. Ты придумал, доволен собой, и чертить уже не хочешь, потому что проект ты уже понял, и он скучный становится.

Азамат: И ты думаешь: кто же это будет чертить?

Стас: Так, кто будет чертить:

— У меня та и та работа.
— У меня эта и эта.
— Окей, ладно, я пойду.

Так мы выбираем ведущего архитектора.

archspeech: Ведущий архитектор у вас — это тот, кто чертит?

Азамат: Это кто самый самоотверженный.

Саша Скрыльник: Когда проект приходит, мы его обсуждаем все вместе. А потом, как Стас сказал, кто был на тот момент меньше занят, он и тащит весь проект.

Саша Плоткин: Ну-у-у, не самый самоотверженный…

Стас: Причем это иногда может повезти, иногда нет.

Саша Скрыльник: Даже не знаешь, какой проект будет. Иногда начинается все вроде красиво, интересно…

Стас: …по дружбе. А потом ты приходишь на встречу с заказчиками, как будто на кипиш какой-то. Это слово не надо, наверное, говорить — оно выдаст во мне сочинца.

 Вывод № 5: Стас родился в Сочи 

archspeech: Когда вы поняли, что пора делегировать какие-то задачи? Вас четверо, у вас есть еще сотрудники.

Азамат: Они не то чтобы у нас каждый день, и мы им платим зарплату. Но они приходят тогда, когда нам совсем…

Стас: …Плохо!

Азамат: Когда мы совсем заняты.

Саша Скрыльник: Мы вчетвером занимаемся архитектурой и дизайном. Нам не нужен сейчас большой штат сотрудников. Когда мы строим дом, у нас есть конструктор, инженер, есть архитектор, — они все на аутсорсинге. Мы считаем, для этого не надо держать сотрудников в офисе непосредственно. Потому что работа такая: мы поставили задачу, они выполняют. И нам дешевле, и им удобно, они могут себе набирать кучу работы разной и делать все параллельно. А для концептуального проектирования четверых человек на данный момент вполне достаточно. Если не хватает своих ресурсов, мы приглашаем знакомых друзей-архитекторов, которые нам уже помогают с моделью, с черчением, с визуализациями.

Проект частного дома. В ожидании реализации

SKNYPL

Стас: И у каждого из нас есть какие-то сильные стороны, суперсилы, которые мы как-то использовать пытаемся. У кого-то лучше получается рендерить, у кого-то получается лучше сделать дизайн. Если этот продукт для нас важный, мы пытаемся все силы вместе соединить. А если это текучка какая-то, чтобы получить деньги для проживания, там один сидит и все делает. Но мы всегда смотрим, чтобы это была живая рабочая вещь, чтобы ею можно было пользоваться. В остальном сам ведешь, как придумаешь, так и придумаешь.



Про репутацию и воркшопы

Саша Скрыльник: Не хочу, чтобы это выглядело, будто мы гордимся, но я вспомнил смешную историю, как мы на ВДНХ ездили на воркшоп. Там нужно было к первому дню подготовить о себе резюме и презентацию команды. Все началось с того, что мы на 2 часа все вместе опоздали. Все команды уже выступили, и мы вышли последними. Нам говорят: вас много, надо разделиться и для каждой команды придумать название.

Азамат: Мы разделились на 2 команды, потому что там каждой команде платили определенные деньги.

Саша Скрыльник: Вышел Стас, и говорит: я Стас, это Азамат…

Азамат: Там повестка была такая, что каждая команда, которая выходит, рассказывает про свои суперспособности. Например, у нас суперспособность — это усидчивость…

archspeech: Это задание такое было?

Стас: Это знакомство!

Азамат: Да, это куратор эту тему назначил, чтобы каждый ответил. И каждый говорил: у нас усидчивость, мы трудолюбивые, мы концептуально то-то, то-то. Когда до нас дошла очередь, я сказал, что могу сделать картинку с красивым ночным небом. И там была абсолютная тишина.

Стас: Звук тормозов!

Саша Скрыльник: Они нас потом позвали в администрацию. К нам подошла куратор и говорит: нас попросили найти других людей вместо вас, потому что вы так несерьезно относитесь, вы точно не справитесь.

Азамат: Там все очень серьезно были настроены, и смотрели на нас неодобрительно, потому что мы опоздали. В итоге мы сделали все хорошо.

archspeech: Так вас не выгнали все-таки!

Саша Скрыльник: Мы еще успели помочь остальным.

Азамат: Это к тому, что серьезное лицо — это еще не признак ума.

 Вывод № 6: Серьезное лицо — не признак ума 



Про деньги


Стас:
Есть такой момент, что у счастья делать что-то свое — огромная цена. Потому что иногда нет денег заплатить за аренду квартиры и приходится брать какой-то кредит.

Самый сложный момент, когда ты делаешь свое бюро с нашего возраста, это организация, договоры и это правильно тратить бюджет. Тратить бюджет мы так до сих пор наверное не научились. Мы можем заработать, например, за месяц миллион, а за следующие два месяца можем ничего не заработать. А миллион за эти два месяца мы уже профукали, и непонятно куда и где.

Азамат: Ну понятно — в «Леформе».

Стас: В «Леформе» одежду купил, потом в «Симачеве» купил всем виски. Ну не виски, правда, мы шампанское покупали. Но сейчас мы уже так не делаем.

Азамат: Сейчас у нас нет денег столько!

Саша Скрыльник: Миллиона давно не было.

Стас: У нас вот по финансовой части Саша отвечает. Он завел карту отдельную, куда мы складываем весь бюджет. У нас получается есть пятый партнер — это называется наш бюджет.

archspeech: А что с проектом Даниловского рынка? Была история, что вам за него так и не заплатили…

Стас: За Даниловский? Аванс заплатили, а конечную стоимость работ нет, нам не заплатили.

archspeech: Это была ваша ошибка?

Стас: Ссылались на то что мы сорвали сроки…

archspeech: Я имею в виду можно ли было это предусмотреть? Или так вышло из-за недостатка опыта с вашей стороны в ведении дел?

Стас: Мы до конца сами не знаем почему.

Азамат: Я знаю почему. Там был определенный договор, который был составлен до нас. Когда мы включились в эту работу, мы вообще не обговаривали ни договор, ничего. Нам сказали: делайте вот это, и оно будет оплачиваться так. В принципе никто не виноват.

Стас: Просто это в интервью может выглядеть, как будто мы жалуемся, до сих пор держим на них обиду. Я даже не помню, сколько нам денег не доплатили, помню, что около 1,5 миллиона.

Азамат: 1,5 миллиона, да.

Стас: Это так давно прошло. Для нас в целом хорошо было, что это был опыт. Опыт того, что нас кинули, опыт того, что мы неправильно работали. Или наоборот правильно. Там была куча ошибок, но было круто, было драйвово. Нам это дало пинок хороший под зад, и мы поняли, что силы есть — погнали! А касательно почему: моя версия, что мы сорвали сроки.

 Вывод № 7: Любой опыт хорош 


archspeech: Что-то хотите добавить молодым архитекторам? Может быть, какие-нибудь советы с высоты прожитых лет.

Саша Скрыльник: Много работать нужно.

Азамат: Я бы не советовал начинать свое дело только потому, что это выглядит круто и смело. Пусть они лучше думают своей головой, и думают как им правильно было бы сделать.

Стас: Больше общаться с теми, с кем хочешь сделать бюро, больше общаться, выводить на темы, которые личные, даже на которые не стоит говорить. Обсуждать, критиковать, быть честными и строить диалог.

Азамат: Стас имеет в виду, что очень важно найти единомышленников. А единомышленники появляются когда у вас единые мысли.

Стас: Казалось бы, мы друг друга знаем 8 лет, но чтобы прийти к этим единым мыслям, мы только недавно начали делать презентации друг другу. Кому что нравится, и просто рассказывать об этом, за что нам ценен этот фильм или другой. Это оказалось очень полезным, потому что нашли точки соприкосновения, и некоторые вопросы, мы надеемся, дальше будут отпадать, потому что понимаешь, как мыслит Азамат или как мыслит Саша, или другой Саша, или как мыслю я. Это опять же про диалог и общение между собой, потому что можно очень легко закрыться, поверить в себя, что-то делать-делать-делать. И ты можешь заиграться в этом.

Это все важно, чтобы создать свое бюро. Получится или нет, но мне кажется что получится. Я уверен в этом. Важно в этом случае верить, что ты на правильном пути.

 Вывод № 8: Делать бизнес с друзьями — можно 

 

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще