За Каракасом закрепился образ неблагополучного города, который исыпытывает проблемы с криминалом. Доля правды этом есть: более 75% процентов людей в Венесуэле живет за чертой бедности, страна страдает от гиперинфляции. Из-за этого в столице часто вспыхивают общественные волнения и происходят жесткие стычки между жителями и полицией. Путешественников и туристов здесь немного в сравнении с другими странами Южной Америки. При этом в архитектурном плане в Каракасе есть на что взглянуть — если не своими глазами, то по крайней мере посредством путеводителя DOM Publishers.

Книгу создали два архитектора: венесуэлец Иван Гонсалес Визо и чилиец Хосе Росас Вера; оба активно преподают, издают научные работы. Издание охватывает архитектуру последнего столетия, а именно здания, построенные в семи основных районах города. Помимо исторической части, которая существует с XVI века, и районов бюджетного жилья, построенных в XX веке, нашлось место Университетскому городку — уникальному заповеднику модернисткой архитектуры, чье появление стало возможным благодаря архитектору Карлосу Раулю Вильянуэве.

© DOM Publishers

Современная архитектура Каракаса во многом опиралась по западному сценарию, но по сей день ей удается избегать слепого копирования. Прежде всего это касается работы с формой: архитекторы активно играют с геометрией и объемом, позволяя проектам обретать самые сложные формы. Мы изучили путеводитель DOM Publishers и выбрали пять зданий, подтверждающих этот тезис.

Театр Терезы Карреньо

Tomas Lugo, Dietrich Kunckel, Jesus Sandoval. 1983

Как подчеркивается в путеводителе, это здание является наиболее важным архитектурным и культурным объектом Венесуэлы за последний век. В его создании участвовал пионер театральной механики Джордж Изенур (George Izenour), а акустикой занималась знаменитая американская компания Bolt, Beranek and Newman. В театре два зала: первый рассчитан на 2400 зрителей, сцена перед ними оснащена гидравлическими и передвижными платформами, которые позволяют гибко адаптировать пространство. Второй зал на 440 человек предназначается для камерных концертов и танцевальных представлений.

 

«Миллениум-молл» и площадь Миранда

Francisco Pimentel, Oscar Capiello. 2008

Молл занимает 10 этажей, в том числе пять подземных. Шоппинг здесь начинается с прохода под длинным заостренным навесом. Без этой конструкции можно было обойтись, но именно она позволила комплексу выбиться из ряда безликих торговых центров. Другое дело, что на момент постройки в 2009 году здание смотрелось вызывающе на фоне экономической ситуации в Венесуэле — экономика к тому моменту как раз вошла в стагнацию.

 

Штаб-квартира Seguros Orinoco

Jose Miguel Garia, Adolfo Maslach. 1969

 
 
 
 

Здание производит впечатление древней неприступной крепости — ровно такое, какое необходимо штаб-квартире страховой компании. О том, что оно держится на каркасе из преднапряженного бетона, можно узнать, только попав внутрь: снаружи постройка целиком облицована кирпичом в различных комбинациях. Кладка детализирует фасад и придает ему сомасштабность, а заодно создает выгодный контраст с окружающей исторической застройкой.

 

Театр Municipal de Chacao

Juan Machado, Eric Brewer. 2006-2011

Театр относится к культурному комплексу Chacao и представляет собой ярко-оранжевую геометричную структуру, покрытую алюминием. Его форма и рельефная поверхность вдохновлены горой Авила, у подножия которой находится Каракас. Изнутри структуру поддерживает сложная система стальных балок — при строительстве ее не стали ничем маскировать, так что она хорошо просматривается из зрительного зала. Помимо основного сценического пространства и мобильной передвижной сцены в театре есть выставочный зал, который во время спектаклей используют как фойе.

 

Станция канатной дороги

Alejandro Pietri, Alfredo Jahn. 1954-1956

Павильон, созданный под влиянием инженеров Хуана Отаолы (Juan Otaola) и Оскара Бенедетти (Oscar Benedetti) сконструирован так, чтобы держаться на собственном весе и без дополнительных опор под куполом. Ее поверхность, напоминающая лист оригами, создает сложную полигональную фигуру, который имеет одинаковую форму внутри и снаружи. Несмотря на смелость архитектурных решений, павильон получился вполне «природным»: он вторит каменным рельефам горы Авилы и помогает выстроить с ней не только транспортный, но и архитектурный диалог.

Книги из этой серии можно приобрести в Книжной лавке на нашем сайте