Среди альпинистов имя Райнхольда Месснера из Южного Тироля носит культовый статус. Он стал первым человеком, который покорил все четырнадцать «восьмитысячников» мира.

Наверное, никто другой не потратил столько сил и средств, чтобы подарить людям личные, почти интимные переживания своих восхождений. Это признание в любви к горам отражено в дневниках и книгах Месснера, но еще ярче — в его музейной программе, благодаря которой Южный Тироль превратился в место паломничества для людей со всего мира.

Первый музей был создан Месснером в его собственном доме — старинном тирольском замке Юваль. В 1995 году после реконструкции альпинист открыл часть постройки для туристов, разместив там экспозицию «Мифы, сказки, искусство народов гор». Успех превзошел все ожидания, и с того момента Месснер начал свою масштабную программу, отмечая созданием музеев самые живописные места Южного Тироля.

За 15 лет открылись пять комплексов, каждый из которых обладал оригинальной концепцией и ярким архитектурным воплощением. Такое внимание к архитектуре у Месснера появилось не случайно — до того, как всерьез заняться альпинизмом, он учился на архитектурном факультете в университете Падуи.

Своего рода кульминацией стал его шестой объект — музей, посвященный 250-летней истории альпинизма. Он находится на краю плато Кронплац и является единственным, проектирование которого было доверено иностранцам. За его создание отвечало бюро Захи Хадид.

Архитектура как путешествие

Поначалу Месснер с сомнением отнесся к характерным чертам архитектуры Хадид — ломаным линиям, отказу от симметрии и классических пропорций. Альпинист опасался, что в подобном здании будет сложно разместить экспозицию на неровных поверхностях.

Однако оригинальные решения интерьеров помогли развеять эти сомнения. Концепция музея предстала в виде путешествия: сначала вглубь горы для знакомства с сокровищами ее пещер и гротов, затем проход сквозь толщу породы и, наконец, — финальный аккорд — завораживающие дух виды, открывающиеся путешественнику с обзорной террасы, буквально нависающей над долиной на высоте 2 тысяч метров.

Материалы и технологии

Реализация данного проекта — это история преодоления трудностей. Основной объем сложного по архитектуре комплекса расположен внутри горы и лишь небольшая его часть выходит на поверхность. Рельеф высокогорья и суровые погодные условия во время монтажа усугубляли сложность процесса.

Для каркаса, распределенного на трех уровнях, разработали стальные конструкции по индивидуальному проекту. За их проектирование, изготовление и планировку отвечала компания PICHLER.

В начале производственного цикла было проведено тщательное трехмерное моделирование, в точности воспроизводящее криволинейные профили архитектурной модели. Несущая подконструкция облицовки состоит из оцинкованных стальных профилей и регулируемых кронштейнов для компенсации допусков. Для крепления фибробетонной облицовки (GRC) в каждую панель непосредственно во время ее изготовления была встроена дополнительная подструктура.

Монтаж напоминал сборку объемного пазла на большой высоте. Его совершили с филигранной точностью при помощи системы скрытых болтов, причем все элементы конструкции были разными, а самый крупный весил 1960 кг.

PICHLER также отвечала за изготовление стеклянных фасадов — одного из элементов, который наряду с внешней теплоизоляцией обеспечил энергоэффективность самого высокого уровня. Этот факт подтверждается сертификатом класса CasaClima A+ (ежегодное энергопотребление ниже 30 кВтч/м2). MMM Corones стал первым европейским горным музеем, который получил столь важное признание.

Для остекления использовалась система Schüco AOC 60 на сварных стальных профилях с двойным стеклопакетом. Отметим, что самый тяжелый стеклопакет весил 1237,6 кг, а монтаж стекол на нижних уровнях потребовал калибровки на месте с помощью вакуумных подъёмников, поскольку на высоте более 2 тысяч метров стандартные параметры неприменимы.

Сложение трех факторов — страсти Райнхольда Месснера, таланта архитекторов бюро Захи Хадид, высокого качества конструкций — привело к созданию впечатляющего архитектурного проекта, идеально вписанного в ландшафт. Или, словами Райнхольда Месснера, — «...зоны молчания, где время останавливается, где вас ждут незабываемые виды, где можно уединиться и позволить своим ощущениям открыться высшим сферам, нездешним мирам. Так горы становятся местом нового опыта, частью нашей культуры. Проживем же этот опыт по-новому, позволив нашему духу взлететь выше всех вершин».