В руках режиссеров архитектура становится мощным изобразительным приемом. Она задает настроение и образ, а в отдельных случаях помогает воплотить целую вселенную.

Чтобы разобраться в этом более детально, мы обратились к основателю проекта «Москва глазами инженера» Айрату Багаутдинову и на примере 12 культовых фильмов выяснили, какие роли выполняет архитектура в кинематографе.
 

Построить антиутопию


Большинство антиутопий основано на классовом неравенстве. Именно поэтому для них столь важно пространство — оно позволяет наглядно отделить один социальный класс от другого, отразить привилегированность элит и незавидное положение простых людей.

Родоначальником такого подхода в кино был режиссер Фриц Ланг, снявший фильм «Метрополис». В картине показан мир будущего с четкой иерархией: Рай для «хозяев жизни» и Ад, где живут рабочие, занятые в обслуживании гигантских машин.

Для антиутопического города выбран стиль ар-деко. Интересно, что на момент выхода картины в 1926 году этот стиль еще не ассоциировался с диктатурой и властью капитала, так что фильм оказался в некотором смысле пророческим. «Неподготовленный зритель может подумать, что картина снята как памфлет на Советский Союз с его Дворцом Советов и нацистскую Германию с монументальными проектами Шпеера», — считает Айрат.

Тот же подход — ар-деко как символ диктатуры — по следам тоталитарных режимов начинают использовать в фильмах постмодернистской эпохи. Эту волну запускает «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта. В самом начале перед зрителем предстает здание корпорации Tyrell — пирамида, стены которой испещрены золотистым орнаментом.

Почти сразу после «Бегущего по лезвию» выходит «Бразилия» (1985) Терри Гиллиама, где архитектура ар-деко снова выступает как символ власти. Построенную в этом стиле лондонскую электростанцию Сroydon Power Station используют для натурных съемок Министерства информации — главного властного органа вымышленного государства.


В 90-е эту идею широко тиражируют. В фильме «Гаттака», снятом Эндрю Никколом в 1997 году, роль одноименной корпорации исполняет Судебный центр округа Марин Фрэнка Ллойда Райта. Кадры квартир, где живут главные герои, сняты в здании CLA Building работы Антуана Предока.

Апофеозом этого тренда в кино становится фильм «Эквилибриум» (2002, реж. Курт Уиммер). Натурные съемки проходили в тоталитарных ансамблях 30-х — квартале EUR в Риме, Олимпийском стадионе в Берлине и аэропорту Темпельхоф — последний выступает в роли контрольно-пропускного пункта.

Критиковать архитектуру


Архитектура в кино выступает не только для организации пространства, но и как объект насмешек. Среди подобных фильмов-памфлетов выделяются «Пугало» 1920-го (реж. Бастер Китон, Эдвард Ф. Клайн) и «Время развлечений» 1967 года (реж. Жак Тати). Примечательно, что обе картины сняты в послевоенные периоды, в годы массовой застройки и индустриализации, когда от архитекторов требуется максимально практичные подход к проектам.

«Время развлечений», по мнению Айрата Багаутдинова, — это «высказывание на тему нечеловечности модернистской архитектуры». Главный герой фильма, месье Юло, приезжает в Париж будущего; город застроен лабиринтом из однообразных модернистских зданий. Из-за этого персонаж все время теряется и попадает в нелепые ситуации.

Комедия «Пугало» также высмеивает чрезмерно утилитарный подход к жизни. Здесь показан «умный дом» — таким, каким воображал его человек в начале XX века. Технологию демонстрируют в первой большой сцене фильма: двое рабочих обедают в своем коттедже, снабженном множеством механических приспособлений. Эти устройства призваны облегчить жизнь, но вместо этого выставляют своих обладателей в комическом свете.

Испугать зрителя


В триллерах и фильмах ужасов архитектурное пространство катализирует тревогу и страх. Так, в «Сиянии» (1980) Стэнли Кубрика одну из главных ролей играет отель — камера скользит по его пустынным коридорам, лоб-в-лоб сталкивая зрителя с живущей здесь нечистью.

У происходящего вполне очевидное объяснение — здание построено на месте индейского кладбища. Поэтому для интерьерных съемок в павильоне воссоздали отель 1926-27 гг. Ahwahnee Hotel в стиле американского ар-деко, а кадры вне помещений снимали на фоне горного отеля Timberline Lodge в Орегоне (архитектор обоих зданий — Гилберт Стэнли Андервуд) . Так как на ар-деко неизбежно сказывались локальные влияния, в интерьерах и архитектуре использованы индейские и ацтекские геометрические мотивы.

Через 10 лет своеобразным оммажем «Сиянию» стал фильм «Бартон Финк» братьев Коэнов (1991). Главный герой, молодой драматург, точно так же останавливается в жутковатом заброшенном отеле. Правда, в отличие от Кубрика, Коэны не строили декорации заново, а использовали здание 1926 года — прекрасно сохранившийся театр Wiltern Theatre в Лос-Анджелесе.


Еще одним примером, когда архитектура наводит ужас на зрителя, выступает фильм «Жилец» (1976) Романа Поланского. «В этом фильме зримо воплощается задача архитектуры — влиять на человека с помощью пространства, — комментирует Айрат Багаутдинов. — Мы видим, как она буквально сводит человека с ума, причем без всякой мистики».

Стать демиургом


Ни одна выдуманная вселенная в кинематографе не обходится без архитектуры, но в фантастическом мире она действует по тем же законам, что и в реальности. Например, города планеты Набу в «Звездных войнах» (1977–2005, реж. Джордж Лукас) вызывают прямые ассоциации с Византийской империей из-за ее сферических куполов и приземистых объемов. По мнению Айрата, это не случайность — как и Византия, Набу играет большую роль в дипломатии.

К началу 2000-х компьютерная графика достигла достаточного уровня, чтобы экранизировать «Властелина колец» (2001–2003). Толкиеновское Средиземье, воплощенное режиссером Питером Джексоном, — это множество городов, крепостей, башен, прототипами для которых становились реальные стили и локации. Эльфы получили город Эрлонд с модерновыми и готическими мотивами, Изенгард и гномьи интерьеры Мории отсылают к экспрессионизму и ар-деко, а тронные залы Средиземья выполнены по канонам романских базилик.

Цикл «Архитектура в кино» проходит в кинотеатре «Звезда» и состоит из четырех лекций. Их авторы — историк архитектуры Айрат Багаутдинов, кинокритик Егор Беликов и киновед Максим Семенов. Они расскажут, какую роль играла архитектура в зарубежном и русском кинематографе от начала века до наших дней. Вход на лекции по предварительной регистрации.

Более подробная информация на сайте проекта.