Как постареть красиво: 13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором

Рем Колхас считает, что в будущем многие здания будут сносить еще при жизни их авторов. Но любому архитектору по-прежнему хочется, чтобы его работы остались в веках. Шансы на успех выше у той архитектуры, которая с течением времени становится только лучше, и большую роль в этом играют красиво стареющие материалы.

Как постареть красиво: 13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором

Людям легче принять архитектуру, когда на ней заметны следы времени — блеск отполированных панелей и свежая штукатурка могут вызвать ощущение необжитого пространства. Однако далеко не каждый материал стареет эстетично: так, большинство пластиков покрываются неприятными разводами и потеками всего через пару десятков лет.

Время становится для архитектора хорошим соавтором в случае с натуральной отделкой, и речь идет не только о дорогом и прихотливом мраморе. На примере 13 зданий мы рассмотрим, какие именно материалы с годами будут становиться только лучше.


Металлы


При контакте со средой многие металлы покрываются патиной — естественной пленкой, которая предохраняет их от коррозии. За счет разнообразия оттенков патина играет не только защитную, но и декоративную роль. Металлы «цветут» по-разному не только в зависимости от сплавов, но и от погоды и уровня влажности.

Медь под влиянием влажного и жаркого климата быстро приобретает циановые оттенки. Архитекторы из Fournier_Rojas Arquitectos учли этот момент при проектировании штаб-квартиры Van der Laat & Jiménez на Коста-Рике, где тропический климат круглый год поддерживает окисление металла. Фасады здания облицованы медными панелями глубоких бирюзовых оттенков.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Штаб-квартира Van der Laat & Jiménez, арх. Fournier_Rojas Arquitectos. 2009

Из предварительно патинированной меди состоит фасад музея NEMO в Амстердаме. По мысли автора, Ренцо Пьяно, медный фасад в сочетании с локацией и формой здания придает ему еще большее сходство с кораблем.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Музей науки NEMO, арх. Ренцо Пьяно. 1997

Бронза покрывается патиной аналогичным образом, однако приобретает более спокойные оттенки. Она хорошо смотрится в сочетании с исторической архитектурой, так как не привлекает к себе чрезмерно много внимания. Пример тому — павильон при музее Bowdoin Museum of Art от архитекторов Machado & Silvetti.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Реконструкция музея Bowdoin Museum of Art, арх. Machado & Silvetti. 2007

Кортеновская сталь со временем окрашивается в желтовато-буро-красную гамму. Цвет стабилизируется за 4-6 месяцев в натуральной среде, в зависимости от климата возможны вариации оттенков вплоть до черного. Однажды покрывшись патиной, она уже не меняет окраску.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором Процесс окисления кортеновской стали

Есть нюансы: кортеновскую сталь нежелательно сочетать с бетоном, так как со временем с нее потечет ржавчина. Также ее не советуют использовать кортен в пределах нескольких километров от моря — металл плохо переносит морскую соль.

Однако в остальном кортен устойчив к коррозии, и его можно отнести к одному из наиболее надежных материалов. Подтверждением тому служит частое применение в самой разнообразной архитектуре. Несмотря на брутальность фактуры, из кортеновской стали выполняют фасады как офисных, так и жилых зданий. На юго-западе Лондона бюро Piercy & Company спроектировало семейный дом, в котором листы кортеновской стали контрастируют с кирпичными руинами.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Жилой дом, арх. Piercy & Company. 2014

Окисленную латунь в основном используют для мелких декоративных элементов и в интерьерах, но она встречается и на больших поверхностях. Немецкие архитекторы Staab Architekten при работе над музеем в коммуне Аренсхоп необычным образом использовали ее в сочетании с традиционными силуэтами местных домов. Музей повторяет их по форме, но практически целиком облицован перфорированной латунью. Ее текстура отсылает зрителя к соломенным крышам.

С течением времени золотистые латунные листы покроются более темной, коричнево-зеленой и антрацитовой патиной, что позволит музею еще органичнее влиться в ландшафт.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором Художественный музей, арх. Staab Architekten. 2013

Цинк — очень долговечный материал. К примеру, кровля из него не нуждается в замене около ста лет. Однако цинк тоже вступает в реакцию со средой, из-за чего на поверхности образуется налет бледно-желтого, рыжего или темно-серого цвета. Патинированным цинком облицован паркинг при детском госпитале в американском городе Ричмонд. Авторы, бюро HKS, выбрали панели разных оттенков, чтобы разнообразить фасад.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Детский госпиталь, арх. HKS. 2016


Бетон


Многим не нравится голый бетон в качестве облицовочного материала. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, сколько негативных отзывов получили работы бруталистов. Однако даже бетон может стареть красиво. Для этого необходимо учитывать, что со временем он, как и пластик, начинает покрываться потеками, и на больших плоских поверхностях это действительно выглядит неприятно.

Но когда бетон имеет мелкую текстуру — такую, какую придавал ему Карло Скарпа, — потеки и другие следы времени лишний раз подчеркивают геометрию здания. Это особенно заметно в гробнице рода Брион, но проявляется и в других постройках, таких как магазин Gavina в Болонье или музей Revoltella в Триесте.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Гробница рода Брион, арх. Карло Скарпа. 1978

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Музей Revoltella, арх. Карло Скарпа. 1978

Для мелкого текстурирования хорошо подойдет фибробетон — гибкость в сочетании с устойчивостью к погодным условиям делает его подспорьем для проектов в любом климате.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Реновация дома с применением фибробетона на фасаде, арх. Willy Peynsaert. 2014


Дерево


Дерево считается недолговечным и прихотливым материалом. Однако некоторые из пород древесины со временем становятся только привлекательнее — среди них нелакированная сосна, которая приобретает серо-сизый оттенок.

Сосну нередко задействуют в частном строительстве в северных широтах. Из нее целиком выполнен жилой дом в Норвегии, спроектированный шведской студией Kolman Boye Architects. Внутреннюю часть окрасили светлой краской, внешнюю оставили нетронутой, чтобы та «покрылась привлекательной патиной».

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Жилой дом, арх. Kolman Boye Architects. 2014

Похожими свойствами обладает тик — излюбленный материал кораблестроителей и Луиса Кана. Из тика издревле делали судна, а архитектор использовал его в отделке окон и панелей Института Солка.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Институт Солка, арх. Луис Кан. 1965

С годами древесину все же пришлось отреставрировать и заменить на 30%, тем не менее это один из самых долговечных и неприхотливых деревянных материалов: в нем содержится много дубильной кислоты, благодаря чему он не требует особого ухода, слабо подвержен деформации и гниению.


Терракота


Один из самых бюджетных вариантов, которые представлены в этой статье — терракота. О том, как время меняет этот материал, ярче всего свидетельствуют черепичные крыши в средиземноморских городах. Патину могут воспроизводить и в фабричных условиях: из такой терракоты состоит облицовка арт-центра Lunder близ Бостона. Благодаря естественному разнообразию оттенков фасад не смотрится однообразно несмотря на то, что состоит из единственного материала.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Арт-центр Lunder, арх. Bruner/Cott & Associates. 2015


Камень


Если бюджет позволяет использовать дорогие материалы, камень — хороший выбор для архитектора. Из каменных пород состоят древнейшие из дошедших до нас сооружений, поэтому про камень можно смело сказать, что он выдержит проверку временем.

Архитекторы бюро Amin Taha Architects + Groupwork задействовали известняк в лондонском проекте, где они также выступили девелоперами. Это здание смешанного типа, поделенное на офисы и апартаменты. Наружные стены в нем состоят из цельного известняка, внутри сооружение укреплено строительными балками и бетоном.

13 зданий, для которых время стало хорошим соавтором
Здание смешанного типа 15 Clerkenwell Close, арх. Amin Taha Architects + Groupwork. 2017

Больше архитектуры Лондона: 13 лучших жилых комплексов 2018 года

 

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще