Как отмечает Павел Дружинин, у освещения выставок и музеев есть две противоположные задачи. С одной стороны, оно должно показывать экспонат наиболее выразительно и достоверно, максимально проявить все его характеристики, обеспечить эмоциональный контакт со зрителем, вызвать отклик. С другой стороны, необходимо сохранить экспонат и уберечь его от воздействия света, среды, химических и механических повреждений. Ниже мы поговорим о том, как добиться обеих этих целей.

 С чего начать 


Еще на этапах проектирования архитектор должен учитывать два важных момента: каким маршрутом посетители будут передвигаться по залу и где будут размещены светильники. В особенности это касается многофункциональных залов и пространств, где экспозиции часто сменяются.

Очевидно, чем большей гибкостью будут обладать осветительные компоненты, тем больше возможностей откроется при использовании зала. В светильниках должен регулироваться как уровень освещенности, так и направленность света, а иногда и спектральный состав. Если в зале есть окна, в нем также необходимо предусмотреть инструменты, которые ограничивают попадание солнечных лучей на экспонаты.

Музей ADAM. Бельгия, Брюссель, год. Автор проекта: Lhoas & Lhoas Architectes. Использованы светильники Delta Light: MAXISPY ON ADM

 Три световых компонента 


Пространственные и объемные особенности выставочного света зависят от соотношения трех составляющих:

  • Общий рассеянный свет. Как правило, его создают с помощью световых плоскостей (потолков) или отражения света от стен и белого потолка.
  • Направленный (моделирующий) акцентирующий свет. Чаще всего для него используют специализированные светильники с определенными оптическими свойствами и направленностью. Их обычно размещают на треках.
  • Архитектурное освещение. Оно также играет большую роль, а порой служит для создания общего рассеянного освещения.

Галерея Дэмиена Хёрста. США, Нью-Йорк, 2014. Авторы проекта: Michel Schranz Design & Architecture Ltd. Использованы светильники Delta Light: SUPERNOVA SR, SUPERNOVA XS PIVOT ADM

 Светостойкость и типы экспонатов 


Говоря о музейных экспонатах, следует различать несколько типов светостойкости, по которым определяется в том числе и рекомендуемая доза светового облучения. К экспонатам высокой стойкости относятся объекты из металла, камня, стекла; средней стойкостью обладают масляная живопись, некоторые ткани, кость и дерево. Самая низкая светостойкость у акварели, пастели, газет, фотографии и росписи по ткани. Эти показатели диктуются хранителем или научным отделом музея.

Также свет разнится в зависимости от типов экспонатов:

  • Для скульптуры и объемных произведений важны моделирующие свойства света, создающие ощущение объема;
  • Для плоскостных экспонатов критично направление света и свойства светового пятна. Его нужно располагать таким образом, чтобы восприятию посетителя не мешали блики от светильников на плоскости картины (стекла, витрины), тени от окружающих объектов и светильники, направленные на другие экспонаты;
  • Произведения из светопрозрачных материалов могут иметь более сложные системы освещения — например, снизу или сзади. Такой свет позволяет особенно выразительно продемонстрировать свойства материала.

Музей ADAM. Бельгия, Брюссель. Автор проекта: Lhoas & Lhoas Architectes. Использованы светильники Delta Light: MAXISPY ON ADM

Также в освещении картин существует подход, когда воссоздают световую среду, в которой они были написаны. Например, особенностью модернистской живописи стало то, что художники стали больше писать при естественном свете, а не при свечах и факелах. Поэтому на выставках работ Ван Гога, Пикассо, Матисса, Гогена и их современников существует предписание, согласно которому в качестве общего экспозиционного освещения должен выступать естественный свет.

Однако, исходя из требований сохранности экспонатов, естественный свет должен быть существенно ограничен. Например, прямой солнечный свет в летний полдень может создавать освещенность в районе 20-40 тысяч лк, а предел для маслянной живописи — всего 200-300 лк.

 Цветопередача и спектральный состав 


Уже по вышеперечисленным пунктам можно судить, что проработка выставочного освещения сопровождается огромным числом тонкостей. Но и это еще не все: необходимо помнить о качестве цветопередачи и спектральном составе источника света.

Если особенно важно показать тончайшие цветовые переходы в экспонате (обычно, это живопись, роспись тканей, натуральные материалы), следует применять источники света с высоким индексом цветопередачи (например, Ra>95). Экспонаты с монохромными изображениями или однотонные объекты могут быть менее требовательными.

Что касается спектрального состава, то для многих материалов и пигментов особо критичной является сине-голубая область видимого спектра. Она наиболее интенсивно воздействует на химическом уровне и усиливает разрушение молекулярных связей и выцветание пигментов. Необходимо отметить, что невидимые части спектра (УФ- и ИК-диапазоны) излучения должны быть полностью исключены. В некоторых особых случаях спектр излучения подбирается индивидуально для конкретного экспоната.

Галерея Ги Питерса. Бельгия, Кнокке-Хейст. Использованы светильники Delta Light: YOU-TURN, SUPERDOME RECESSED, GRID IN TRIMLESS.

 Сложные случаи 


На выставках в исторических интерьерах свет зачастую вызывает трудности: нужно подумать не только о качестве экспозиционного освещения, но и о том, как не нанести визуальный ущерб архитектуре залов. В таких пространствах приходится идти на компромисс и внедрять исключительно современные системы, не претендующие на соответствие интерьеру — стенды, витрины, арматуру освещения (треки, профили и так далее).

Вообще исторические здания, которые создавались специально для музеев в конце XIX — начале XX века, всегда активно использовали естественное освещение — ему не было альтернативы. Для этого в залах создавали специальные световые фонари с многослойным остеклением. Они давали достаточно света и препятствовали прямым солнечным лучам, но зависели от множества факторов: географической широты, времени суток и погоды. А в таких городах, как Мурманск или Санкт-Петербург, на него и вовсе не приходилось рассчитывать, а свечи с подобными задачами не справлялись.

Надо сказать, что и в настоящее время принципы использования естественного освещения не утратили актуальности, а даже наоборот, с развитием технологий строительства, разработкой новых светопропускающих материалов, стали еще более насущными. Поэтому именно сочетание естественного и искусственного света обеспечивает достаточный уровень освещенности на протяжении всего времени работы музея, и именно оно на сегодняшний день является одной из важнейших и актуальных задач музейной архитектуры.

 Больше о свете 


Правила и ошибки фасадного освещения →
От жилого дома до небоскреба

Безопасность и эмоции — на первом месте →
Как выбрать освещение для сада и парка

Снизить стресс и совместить биоритмы →
Какой свет необходим для комфортной работы

Всё освещено →
Как работать со светом в жилом доме