Музей натуральной истории в Шанхае

Сад-символ

Цели у интеграции живых растений прямо в архитектурные конструкции могут быть самыми разными. Многое зависит от того, какова функциональная программа того или иного здания. Например, открывшийся буквально пару месяцев назад Музей натуральной истории в Шанхае площадью 44517 кв. м по проекту бюро Perkins+Will — пример того, как могут интерпретироваться на языке архитектуры традиции и классические элементы китайского сада.

Музей натуральной истории в Шанхае

Сад в рядовом понимании здесь тоже, конечно же, есть — причем роскошнейший, так как в нем собраны растения со всех континентов. Но не менее живым и зеленым стал восточный фасад раковинообразного музейного здания.

По замыслу архитекторов, этот фасад иллюстрирует как раз растительный мир, в то время как северный, к примеру, выглядит как нагромождение тектонических плит, подточенных руслами рек.

Музей натуральной истории в Шанхае

Авторы проекта использовали и более утонченные метафоры: так, центральный фасад продолжается стеной с интегрированной в нее «клеточной структурой», характерной, как известно, и для растений, и для животных.

Аналогичный «био-орнамент» покрывает и гигантский стеклянный ствол, «прорастающий» сквозь 30-метровый атриум. Этот «ствол» пропускает достаточное количество солнца для освещения всех выставочных пространств в светлое время суток — и при этом порождает потрясающую игру света и тени, как будто бы «проецируя» «клеточную структуру» на находящихся внутри.

Музей натуральной истории в Шанхае

В восточных садах встречаются «сухие ручьи», где видимость потока создается посредством камней и гравия — здесь же схожим приемом воспроизводится образ растущего живого организма.

Интереснейшим образом организован внутренний двор, образованный завитком «раковины»: это настоящий лабиринт — как это принято в китайских садах, с участием камней, деревьев, кустарников и водоемов. Пруды, к слову, работают как естественные «кондиционеры», а энергией здание подпитывает земля и геотермальные установки.

Музей натуральной истории в Шанхае

Растения, в свою очередь, — прекрасный естественный коллектор дождевой воды: ее собирают и хранят в том же пруду, вместе с уже использованной, но очищенной для повторного использования водой.

Примечательно, что вся эта «натуральная история» биоклиматического здания — со всеми ее «главами» и сюжетными «поворотами» — выставлена на всеобщее обозрения в качестве одного их экспонатов. В конце концов, чем не достижение эволюции?

Бблиотека Joan Maragall

Сад-памятник

Совершенно другие задачи решали архитекторы бюро BCQ arquitectura Barcelona: здание библиотеки Joan Maragall им нужно было спроектировать в саду возле старинной виллы Флорида в Барселоне. Причем не просто занять это место, а сохранить старые деревья — и при этом вписать в их гущу библиотечные помещения, легко доступные и хорошо освещенные.

Бблиотека Joan Maragall

Помощь пришла со стороны улицы Сант-Жервази де Кассоль (Sant Gervasi de Cassoles): с ее стороны рельеф участка имел большой перепад высот, так что сад оказывался на существенном возвышении. Поэтому новое здание, разбитое на несколько модулей-отсеков, расположили фактически не в саду, а под ним: деревья (удалось пересадить и сохранить почти все) стали частью озелененных крыш, а вход в библиотеку осуществляется с улицы уровнем ниже. Отсюда же теперь можно попасть в сад.

Бблиотека Joan Maragall

Все модули условно делятся на два типа: «патио света и молчания» и «патио книг и знаний». Первые, с панорамным остеклением, обеспечивают пространства библиотеки солнечным светом и свежим воздухом, а заодно образуют естественный «демпфер» между улицей и модулями второго типа, в которых размещены книгохранилища, читальные залы и рабочие зоны.

Бблиотека Joan Maragall

Таким образом, «патио книг и знаний» запрятаны глубже в конструктив здания, и стены, отделанные терракотовой плиткой, напоминают о том, что помещения наполовину «врыты» в землю.

Благодаря такому решению в результате нового строительства старый сад обрел новую жизнь, Барселона — новую библиотеку, а Вилла Флорида по-прежнему осталась архитектурной доминантой района.

Торговый молл Centro Commerciale Fiordalis

Сад-аттракцион

Чем удивить модников и шопоголиков Милана — европейской столицы моды? Владельцы торгового молла Centro Commerciale Fiordaliso справедливо рассудили, что необходимо сначала обзавестись какой-нибудь уникальной «приманкой», а затем объявить ее модным трендом. И сделали ставку на вертикальный сад: «зеленый — наш новый черный».

Торговый молл Centro Commerciale Fiordalis

Теперь одну из стен молла целиком и полностью занимает самый большой вертикальный сад в мире, созданный архитектором Франческо Боллани. Рекорд был официально засвидетельствован в 2012 году — до этого пальму первенства удерживал Jardín Vertical Hotel Santo Domingo.

44000 растений, высаженные в небольшие металлические контейнеры, занимают 1264 кв. м. Прежде чем разместить их здесь, зелень выращивали целый год в специальной теплице, а затем еще три месяца монтировали из них «живой фасад».

Торговый молл Centro Commerciale Fiordalis

«Это было как собирать гигантский лего-конструктор!», — с восхищением вспоминает Боллани. Хозяевам молла новая игрушка обошлась в миллион евро, но зато теперь они гордо носят звание самого зеленого торгового центра в мире: сколько бы людей не пришло на шопинг, весь вредный углекислый газ цветущий сад без проблем нейтрализует.

О других торговых центрах, в которых есть, чем заняться, кроме покупок, читайте здесь.

Офис Facebook в Пало Альто

Сад — зона рекреации

Сверхпопулярной стала и тема озеленения офисов. В сегодняшнем мире человек проводит на работе — то есть, с вероятностью 95% , в «каменных джунглях» бизнес-центра — большую часть своего времени. В связи с этим вполне логично желание сотрудников — и стремление работодателей удовлетворить это желание — находить способы «абстрагироваться от действительности» в шаговой доступности от рабочего места. А ничто в этом случае не работает так эффективно, как общение с природой.

Офис Facebook в Пало Альто

Даже в российских офисных пространствах все чаще можно встретить мини-оранжереи и «зеленые стены» (как, например, здесь). А уж такие передовые компании, как Google или Facebook, могут позволить себе много больше.

Скажем, Марк Цукерберг праздновал новоселье в Пало Альто буквально пару месяцев назад — оказалось, что знаменитый Фрэнк Гери умеет строить не только выдающиеся музеи (как его недавняя работа для фонда Louis Vuitton). Впрочем, искусства в новой штаб-квартире тоже предостаточно: специально по заказу Facebook над оформлением интерьеров трудились 12 художников с мировым именем. Злые языки некоторых критиков говорят, что получился уже и не офис вовсе, а художественная галерея.

Офис Facebook в Пало Альто

Но вернемся к архитектуре — и признаем, что 86-летний канадец и здесь никого не разочаровал — ни своих поклонников, привыкших к «самому-самому», ни амбициозные ожидания Цукерберга. Спроектированный им офис площадью 40 000 кв. м — это не только «самый большой в мире open-space», вмещающий 2800 сотрудников (включая самого Марка), но и огромный ландшафтный парк, разместившийся на крыше.

Офис Facebook в Пало Альто

Эскалаторы и лестницы для выхода в парк организованы по всей длине офисного пространства. Здесь проводятся деловые совещания (прямо среди деревьев закреплены маркерные белые доски), неформальные встречи в оборудованных кафе, праздничные вечеринки в зонах для барбекю. Плюс в любой момент в течение дня сотрудник может прогуляться вдоль почти 2-километрового променада, отыскать себе укромное местечко в тени или, наоборот, позагорать на шезлонге. Говорят, некоторые корпоративные отделы уже «застолбили» за собой определенные участки сада, установив здесь зонты с определенной эмблемой! Если внизу, внутри здания, царит жесткая иерархия — то почему бы не навести порядок и здесь?

Небоскреб One Central Park

Сад — парк внутри небоскреба

Впрочем, самые любопытные эксперименты с растительностью проводят проектировщики жилых зданий. Не только работники Facebook хотели бы прямо из помещения попадать в райские кущи! Взять хотя бы прошлогодний объект Atelier Jean Nouvel в Сиднее — небоскреб One Central Park высотой 110,6 м.

Небоскреб One Central Park

Зеленая зона площадью 64000 кв. м, названная в честь известного парка в Нью-Йорке и устроенная на крыше «перемычки» двух башен, — это действительно парк, в котором жильцы дома могут приятно провести время с семьей или друзьями. Совершить неспешную прогулку среди рощ, присесть или прилечь на лужайке, послушать концерт на специально оборудованной сцене, сыграть в шахматы, посмотреть фильм под открытым небом — уникальное пространство предлагает все те же активности, которыми радуют обычные, «земные» пространства.

Небоскреб One Central Park

Часть растений интегрированы в фасады, покрывая сплошным зеленым ковром лифтовые холлы и опоясывая башни горшечными цветами вдоль панорамных окон. Всего Патрик Бланк — автор ландшафтной концепции — использовал 250 видов австралийской флоры.

Эффектная консоль, венчающая самую высокую из башен, не только визуально усложняя и обогащает облик небоскреба или содержит в себе самые дорогие пентхаусы (представляете, какие оттуда открываются виды?). Нижняя ее часть представляет собой систему моторизированных зеркал, которые, в нужный момент меняя угол наклона, накапливают солнечный свет и направляют его вниз, на зеленые стены и парковые заросли.

Небоскреб One Central Park

А когда становится темно, фасады башен превращаются в медиа-экран и сцену для творчества одного из самых известных светодизайнеров — Яна Керсале (Yann Kersale), который взрывает статичные силуэты башен разноцветными фейерверками. Наблюдать за этим, сидя на парковой лужайке, — одно удовольствие!

«Зеленый дом» в Турине

Сад — путь к энергоэффективности

Не будем забывать и о том, какова практическая польза растений в создании вокруг себя комфортного микроклимата. При строительстве павильона Австрии для Всемирной выставки ЭКСПО в Милане ученые выяснили, что кусочек австрийского леса площадью менее 2000 кв. м производит 62,5 кг кислорода в час — достаточно для того, чтобы «накормить» чистейшим воздухом 1800 человек. Причем воздухом прохладным: на указанной площади —как минимум по температуре на 5 градусов меньше, чем в окружающей среде. Недаром участки с насаждениями внутри города называют его «зелеными легкими». Так почему бы не наделить такими не «легкими» не только участок рядом с домом, но и сам дом?

«Зеленый дом» в Турине

Характерный образец такого экологического жилья — «зеленый дом» в итальянском Турине, построенный по проекту Лучиано Пиа. На несущие стальные опоры в форме древесных стволов «нанизаны» 63 блока с апартаментами, внешние фасады которых облицованы лиственничным гонтом.

«Зеленый дом» в Турине

«Зеленый дом» в Турине

Фасады здания при таком устройстве получились, почти как настоящий ландшафт, — рельефными, со множеством террас, полостей и «щелей». И все их архитектор заполнил зеленью: деревьями в горшках, плотными зарослями вьющихся растений, кустарниками и цветами.

Пиа не в последнюю очередь думал об энергоэффективности: за охлаждение и нагрев отвечают геотермальные системы, а буйно растущая флора очищает воздух, приглушает нежелательные шумы и обеспечивает естественную вентиляцию.

«Зеленый дом» в Турине

Но и эстетический аспект был для архитектора очень важен. Еще 50 деревьев высажено во внутреннем саду, образованном П-образной планировкой дома; и в результате — через все эти растения — экстерьер так плотно переплетается с интерьером, что буквально срастается с ним. C годами эти заросли будут становиться все гуще, и у живущих среди них людей окончательно закрепится ощущение, что их дом находится в лесу.

Tower Flow

Сад как живой организм

По большому счету, в этом и заключается смысл присутствия растений в нашей жизни — прежде всего они ее украшают. Согласно последним исследованиям, работники офисов в зданиях с сертификатом LEED, может, и испытывают корпоративную гордость и чувство удовлетворения от самого этого факта, но счастливее — не становятся.

Потому что счастливыми нас делает отнюдь не энергоэффективность, а само присутствие чего-то живого и настоящего рядом с нами. Именно об этом — проекты француза Эдуард Франсуа.

Tower Flow

Еще в 2004 году, в рамках большого проекта регенерации района в 17-м округе Парижа, за который отвечал Кристиан де Портзампарк, Эдуард построил Tower Flower — доступное (в отличие от дома Пиа) жилье, в фасады которого были встроены цветочные горшки.

Tower Flow

Строго говоря, горшки встраивались в широкие карнизы по периметру здания, представляя собой единое целое с ними и отлитые из волокнистого бетона Ductal. Фактически архитектор лишь слегка видоизменил форму традиционных парижских подоконников, на которых французы так любят выращивать цветы, и «срастил» их со стеной.

Еще один проект Франсуа того же года — «дом, который растет» — носит более концептуальный характер. Тут уже не просто горшки — «засевным полем» стала вся поверхность фасада частной жилой постройки, составленная из габионов.

Арх. Эдуард Франсуа

Арх. Эдуард Франсуа

 

 

Сетчатые модули, вопреки обыкновению, наполнены не только камнями, но и плодородной почвой. С годами ветер оставляет в ней семена, они всходят, и стена дома превращается в зеленеющий луг.

Вообще, глядя на проекты Франсуа, начинаешь представлять его волшебником из сказки: коснулся посохом, прошептал заклинание — и вот уже самое что ни на есть типическое порождение урбанизма становится цветущим садом. Именно это произошло с 16-метровой вентиляционной трубой в парижском районе Дефанс, которую архитектору дали задание «как-то облагородить».

16-метровая вентиляционная труба в парижском районе Дефанс

Что делает Франсуа? Покрывает бетонный цилиндр медным «панцирем» с деревянными иглами-стержнями и обвивает лозами плюща и винограда — и на месте пугающего вида колонны оказывается башня из зелени. Живая: медь покрывается патиной и зеленеет, а растения от сезона к сезона меняет окрас. Жители нового дома, которым труба «портила всю малину», нарадоваться не могли.

Небоскреб-хамелеон высотой 50 м

В ближайшее время мастерская Эдуарда должна достроить в Париже настоящую зеленую башню — небоскреб-хамелеон высотой 50 м, покрытый, наравне с листами меняющего цвет (в зависимости от угла зрения) титана, еще и дикими растениями. Опять же предусмотрена возможность посева — прорастания в плоскости элементов фасада семян, занесенных ветрами.

И то, насколько успешным окажется проект, интересно вдвойне в свете того, что в Милане уже готов первый в мире небоскреб с вертикальным лесом Bosco Verticale. Подробнее о нем читайте здесь.

Небоскреб-хамелеон высотой 50 м

В свое время смелая концепция размещения кадок с деревьями на довольно большой высоте вызвала в профессиональном сообществе много толков. А что, если ураган? Да и вообще опыт выращивания многолетников в кадках в условиях загрязненного города (а Милан, безусловно, именно таков) не слишком удачен. С чего вы вообще взяли, что там что-то будет расти?

Время покажет. Пока же ясно одно: очень хочется, чтобы росло. И чтобы росло мастерство архитекторов, которые находили бы все новые способы делать нашу жизнь чище и прекраснее.

Изображения © Janes & Connor Steincamp, Ariel Ramirez, Murray Fredericks, Simon Wood, John Gollings, Beppe Giardino, Edouard Francois