Главный дебют Биеннале: 10 часовен Ватикана в Венеции

«Еще один шаг, чтобы преодолеть разрыв между духовным и светским» — так охарактеризовали в Ватикане свой дебют на архитектурной Биеннале в Венеции.

Главный дебют Биеннале: 10 часовен Ватикана в Венеции

Нужно признать: христианская церковь теряет значимость и как институция, и как отдельное здание. Верующие люди реже ходят на службы. В мире растет число атеистов, и только за последние пять лет их стало больше на 3%. С каждым годом появляется все больше архитектурных проектов по реновации храмов — их переделывают в скейтпарки, коворкинги и даже бассейны.

Kaos Temple, Испания → Часовня Редбридж, Великобритания → Храм-коворкинг, Великобритания

Мы не станем утверждать, что церковь вскоре исчезнет. Люди могут не верить в бога, но как минимум у них осталась потребность в церемониях и ритуалах: церковь по-прежнему играет важную культурную функцию, когда речь идет о похоронах, свадьбах, крещении.

Есть и более тонкий момент: еще Зигмунд Фрейд отмечал, что вера — это, «по-видимому, самое главное из психических изобретений цивилизации», которое компенсирует ощущение беспомощности перед грозными силами природы. Все религии мира пытались ответить на одни и те же вечные вопросы: что такое смерть, рождение, судьба? И пока точные ответы не найдены, люди продолжат посещать храмы.

Другое дело, что новые храмы уже не будут помпезными и дорогими, как было в прежние века — и даже такая консервативная структура, как Ватикан, это понимает. Об этом легко судить по объектам, представленные самым маленьким государством на Венецианской биеннале.

Часовен столько же, сколько и заповедей — десять. Они стоят на острове Сан-Джорджио-Маджоре. Это очень скромные, простые конструкции, состоящие из двух-трех элементов: круга, прямоугольника, креста. Их простоту выгодно оттеняет величественный сосед — беломраморный собор Палладио.

Разумеется, католики и раньше строили храмы по современным и экспериментальным проектам. Однако нам кажется, что дебют Ватикана очень важен — католическая церковь по-прежнему имеет большой вес в обществе. Раз уж она санкционировала создание подобных объектов, то можно ожидать нового развития сакральной архитектур


«Утренняя часовня»

арх. Ricardo Flores и Eva Prats совместно с Saint-Gobain Italia

Сложная метафоричность — важная черта религиозных построек, и здесь ее достигают за счет расположения. Часовня прячется за густыми сосновыми ветвями. Чтобы добраться до нее, нужно «пойти в лес» — отступить от знакомого маршрута и отправиться навстречу неизвестному.


‘No, it is not’

Арх. Эдуардо Соуту де Моура совместно с лабораторией Morseletto

Соуту де Моура вновь прибегнул к любимому приему: загородил пространство сплошными бетонными стенами. Несмотря на общую аскетичность, место подходит для проведения служб: внутри стоит паперть в форме каменного куба, а в стенах имеются уступы, на которых могут сидеть прихожане.


«Придорожная святыня»

Арх. Smiljan Radic совместно с Moretti, Saint-Gobain Italia

Здесь соединились монументальность и камерность — объект отсылает к архитектуре траурных часовен, где скорбящие люди возлагают цветы и свечи. Зайдя внутрь, человек попадает в замкнутое темное пространство, но сверху льется свет, ведь кровля полностью стеклянная.


«Скамья и крест»

Арх. Carla Juaçaba совместно с Secco Sistemi

Архитектура полностью исчезла и остался лишь главный символ — христианский крест, из восьмиметровых балок. Да и тот пытается раствориться в пейзаже. Балки из нержавеющей стали отражают окружающую среду и маскируются под нее.


«Динамичный объект, способный выжить в тысячах километров»

Арх. Шон Годспелл совместно с Maeg, Zintek

Автор считает, что церковь может развиваться в тысячах километрах от Рима, и представляет мобильную часовню, которую можно перевозить, возводить, повторно складывать и снова устанавливать там, где это необходимо.


«Крестовая часовня»

Арх. Терунобу Фудзимори совместно с Barth Interni, Lignoalp

Самое интересное здесь — узкий проход, через который прихожане попадают внутрь. Они не видят, что находится в часовне, хотя проход ничем не огорожен. Он олицетворяет тернистый путь к вере, и демонстрирует, как малыми средствами в архитектуре можно добиться большой выразительности.


«Крест превращается в тенсегрити»

Арх. Норман Фостер совместно с Maeg, Tecno, Terna

Тенсегрити — это принцип, согласно которому каркасные элементы держатся за счет сжатия и растяжения. Термин придуман Бакминстером Фуллером, другом и коллегой Нормана Фостера, и именно на нем держится вся логика часовни.


«Часовня кочевника»

Арх. Javier Corvalán & Simeon

Ничего лишнего: только бетонное кольцо и воткнутый в землю крест. В религиозных постройках всегда использовалась структура круга, но современные архитекторы все чаще сокращают архитектуру до одного этого элемента — похожий пример вы встретите в «Храме пустоты» на маршруте паломников Ruta del Peregrino.



«Не проект, а его отражение»

Арх. Francesco cellini и Panariagroup

Название полностью соответствует сути объекта. В нем нет даже намеков на религию, как в предыдущих часовнях, и тем не менее это религиозная постройка. Две простых геометрических структуры пересеклись и образовали ключевые литургические элементы: скамьи для молящихся, амвон и алтарь.


«Точная форма неизвестного происхождения»

Арх. Andrew Berman и Moretti, Terna

Из поликарбонатных листов и фанеры собрана структура, похожая на объект для укрытия — автобусную остановку или козырек здания.


Привет из прошлого: реконструкция Лесной часовни

Арх. Francesco Magnani и Трауди Пезель с Alpi

Одиннадцатый объект Ватикана — проект реконструкции маленькой часовни, построенной в начале XX века на шведском кладбище Skogskyrkogården. Постройка находится на входе на территорию Биеннале и выступает как прелюдия к смелым проектам нового времени.

 

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще