В этом году «Древолюция» отступила от традиционного формата. Если обычно организаторы проводили ее в природном окружении, то в этот раз они впервые предложили участникам поработать со сложной урбанизированной средой — территорией творческого кластера «Артплей», который выступил генеральным партнером практикума.

В эпоху СССР территорию «Артплея» занимал завод «Манометр». Он считался крупнейшим приборостроительным предприятием в СССР. Большинство построек относятся к советскому периоду, однако некоторые из них сохранились еще с дореволюционных времен: до прихода большевиков здесь находился завод подольского мещанина Федора Гакенталя. Предприятие также специализировалось на производстве манометров, а также на литье бронзы, меди и чугуна.

Сейчас «Артплей» имеет статус творческого кластера. В числе резидентов — школа МАРШ, которая в этом году выступила партнером «Древолюции» и предоставила аудитории для лекций и практических занятий.

Шесть команд работали над темой «Проникновение». В течение двух недель они прошли полный цикл проектирования: от ознакомительной экскурсии по «Артплею» до реализации, для кого-то это был первый опыт реализации проекта. Во время практикума они посещали лекции Тотана Кузембаева, Сергея Скуратова, Николая Лызлова и других архитекторов, а также встречались специалистами из смежных областей, в том числе с журналистом и искусствоведом Анатолием Голубовским.

О результатах, объектах и впечатлениях жюри смотрите репортаж на канале ARTPLAY TODAY, подготовленный главным редактором arch:speech Александром Змеулом.

По словам Сергея Скуратова, который вошел в состав жюри, два проекта получились особенно интересными — это работы «Тарань» и «Манометр». «Они вызвали и у меня и у почти всех членов жюри мощных ассоциативный отклик», — отметил Скуратов.

 

«Тарань!»

цюця

Бугай Ирина, Волобуева Катерина, Жернакова Наталья, Титов Денис Титов, Посадский Ян

После 23:00 «Артплей» закрывается, превращаясь в неприступную крепость. Чтобы «взломать» эту территорию, архитекторы объединили два образа: троянского коня и средневековый таран. Конструкция нацелена на въездные ворота и символически «проламывает» их.

 

«Манометр»

PAAND + Созоныч

Директоренко Анастасия, Павлова Полина, Павловская Екатерина, Пуренков Антон, Таслунов Александр

Место для отдыха состоит из группы арок. Они образуют стремительную, динамичную композицию, которая похожа на субмарину. Через проект команда попыталась прочувствовать дух места — завод «Манометр» занимался в том числе снабжением подводных лодок.

 

«Стояк»

«Степь»

Жупилова Полина, Лернер Илья, Павленко Яна, Сидоровичев Максим, Чеботарев Дмитрий

Площадка предназначена для рабочих перерывов: «Работники и жители „Артплея“ — рекордсмены по сидячему образу жизни. Они много времени проводят за компьютером. Мы решили предложить им место для отдыха», — объясняют участники команды.

«В этом объекте не хватило новизны и эргономики. Выбор места тоже вызывал сомнение: оно „украдено“ у автомобильной парковки».
Сергей Скуратов
 

 

«Архив»

«Ждем Антона»

Балахнов Олег, Верещагина Юлия, Елизарова Анастасия, Искусов Никина, Мустейкис Александра, Николаенков Антон, Щетинин Арсений

С идеей для объекта помогла женщина, которая отвечает за технику безопасности на «Артплее»: «Она рассказала, что раньше здесь был завод. Если появляется идея с памятью, то сразу возникает тема выдвижения полок», — объясняют архитекторы. Так они постепенно пришли к форме архива, который сохраняет воспоминания о заводе.

 

«Звонница»

«Алло. Да»

Арсеньев Василий, Ковалева Мария, Михайлова Елизавета, Немцев Борис, Силина Римма, Островерхова Анастасия, Четина Арина

Проект выстроен на основе артефакта — звонка, найденного на заводе. Он помещен в деревянную звонницу и будет звучать дважды в год — в день, когда началась эпоха индустриализации, и в день ее окончания.

 

«Меж»

«Река Вологда»

Богданова Алина, Гагин Николай, Горшкова Софья, Давыдов Андрей, Павлова Ирина, Халидуллина Алина

Тоннель с дощатыми ограждениями встроен в зеленый участок, на котором растут кусты сирени. Ограда оставляет человеку возможность любоваться растениями и подойти к ним достаточно близко, но предотвращает прямой контакт с ними.