На каком этапе вы подключаетесь к работе архитектора?

По-разному. Иногда архитектор приходит к нам на начальном этапе, и мы вместе разрабатываем концепцию. Это самый лучший вариант, так как можно сразу продумать все детали. Ведь для правильного освещения важно абсолютно все: от выбора материалов до наклона стен.

Бывает и другая ситуация — архитектор показывает изображение здания и говорит: «Сделай так, чтобы оно выглядело лучше».

Disano Illuminazione S.P.A. Диего Амбрози

Но в большинстве случаев светодизайнер сталкивается с третьим вариантом: у архитектора уже есть задумка, которую ему нужно помочь воплотить. Тогда начинается долгая и кропотливая работа с учетом желаний автора и наших возможностей. Она может быть легкой, а может таить массу сюрпризов, ведь нет ничего сложнее, чем воплощать в жизнь идеи безумных гениев.

Над какими объектами чаще всего работает светодизайнер?

В моем случае это определяется продуктом, который предлагает компания-производитель, где я работаю. Мы специализируемся на оборудовании для крупных промышленных объектов: вокзалов, аэропортов, стадионов, заводов. Так что я участвую в проектах такого рода.

Если говорить в общем, то объекты могут быть самые разные, но надо понимать, что вообще не всем зданиям требуется ночная подсветка. Школам, например, она просто не нужна.

Что самое важное в работе над любым объектом?

Любой архитектор хочет получить красивое освещение, но при этом не видеть сам светильник. Поэтому нужно помнить, что идеальный источник света — это солнце, которое все освещает, но не привлекает к себе внимания.

Disano Illuminazione S.P.A. Диего Амбрози

Если говорить о прикладных знаниях, то мастер по свету обязан очень хорошо ориентироваться в современных трендах, сменяющихся с головокружительной быстротой. Так что светодизайнер должен быть молодым и компетентным.

Какие изобретения появились в последние годы в мире светодизайна?

В первую очередь я бы назвал светодиоды. Если десять лет назад они производили очень мало света и использовались исключительно для индикации, то сейчас это настоящие светильники. Заказчики сегодня просят применять только этот тип приборов, так как они дешевле в эксплуатации и дают гораздо больше возможностей.

Вообще бум LED-технологий пришелся на последние пять лет, и сегодня 90% световых эффектов могут быть осуществлены с их помощью. Так что наша компания сейчас активно разрабатывает именно светодиодные светильники.

Disano Illuminazione S.P.A. Диего Амбрози

Ожидается, что в ближайшем будущем они полностью вытеснят металлогалогенные лампы. А лампы накаливания останутся только для специальных дизайнерских эффектов.

Одним словом, будущее за LED. Посмотрите хотя бы на телевизоры, где эта технология прочно утвердилась. Мы ожидаем, что в скором времени произойдет снижение цен на светодиоды из-за увеличения объемов производства.

Светодизайнеры часто работают не с отдельными зданиями, а с целыми кварталами. Расскажите о современных трендах в системе уличного освещения.

Самая общая тенденция — светильники становятся активными, а не пассивными. Сейчас лампочка — это конечная точка электрического провода, а в будущем она будет регулировать всю систему освещения. Мы уже видим подвижки в этом направлении: например, сенсоры движения на дорогах, благодаря которым фонари находятся в энергосберегающем режиме и включаются на полную мощность, только когда подъезжает машина. Такой метод помогает значительно экономить электроэнергию.

Другое новшество — уже сегодня активно применяется система дистанционного управления освещением, при которой из головного центра можно регулировать свет в любом переулке города.

Disano Illuminazione S.P.A. Диего Амбрози

Все это свидетельствует о принципиально ином подходе: система освещения становится интерактивной. Новый принцип утверждается постепенно. Обычно современные светильники устанавливаются на том участке, где изнашивается старая сеть.

Это дешевле системы предыдущего поколения?

Очевидно, что энергосберегающий режим обходится дешевле. Если говорить о других затратах, то они тоже снижаются. Мы ежедневно проводим анализ стоимости эксплуатации и технического обслуживания оборудования на наших объектах. Переход к «умным» светильникам значительно удешевляет и то, и другое. Сроки амортизации вложенных средств тоже сокращаются.

Вы разрабатывали концепции освещение для нескольких крупных проектов. Какой из них был наиболее интересным?

Одно из ярчайших воспоминаний — работа с Сантьяго Калатравой над освещением его железнодорожного вокзала в Льеже. А самым сложным для меня стал Музей дизайна Барселоны DHUB, потому что для него наша фирма создавала специальную продукцию. Это был очень яркий проект испанского бюро MBM ARQUITECTES, в котором мы участвовали с самого начала и могли обсуждать каждый этап. В общей сложности он занял больше года, и я более десяти раз выезжал на объект.

Disano Illuminazione S.P.A. Диего Амбрози

Светодизайн — профессия молодая. Где можно получить эту специальность в Италии?

Я закончил Миланский технический университет (Politecnico di Milano) по специальности «Промышленный дизайн», а затем поступил в магистратуру по светодизайну. Магистерский курс длился один год, из которого восемь месяцев мы занимались теорией и четыре стажировались в фирме.

Можно ли сказать, что она одна из самых востребованных в этой области?

О да, при том, что специальность редкая, и почти все, с кем я учился, сразу нашли работу, в том числе в других странах. Кроме того, профессия светодизайнера требует постоянной практики и хорошего знания рынка, так что коммерческие компании принимают активное участие в обучении студентов, постоянно проводят мастер-классы, презентации новых идей и продуктов, приглашают на стажировки. В том числе — в другие страны.

Disano Illuminazione S.P.A. Диего Амбрози

Какую самую сложную профессиональную задачу вам приходилось решать в жизни?

Мы делали подсветку штаб-квартиры банка Doha в Катаре для бюро Adil Jaidah & Associates. Была разработана сложнейшая техническая документация, но оказалось, что на месте все собирают очень низко квалифицированные рабочие, которые не могут ее прочитать. В разобранном виде сеть представляла собой несколько грузовиков коробочек с небольшими деталями, и стало ясно, что установить ее не удастся. Тогда нам пришлось придумать очень понятную систему кодирования. В результате подсветку сделали без единой ошибки.

Фото © Disano Illuminazione S.P.A.