Что можно узнать об архитектуре через инсталляции: 3 примера

Зачем архитектору заниматься инсталляциями, если в это время он может работать с реальными зданиями? У Риккардо Блумера есть ответ.

Что можно узнать об архитектуре через инсталляции: 3 примера

Итальянец Риккардо Блумер занят в самых разных сферах. Он разрабатывает мебель, проектирует дома, курирует студентов и придумывает инсталляции, которые помогают познать природу вещей и архитектуру.

«Дело в том, — объясняет Риккардо, — что предметы и здания можно создавать не только из готового умозрительного образа, но и в процессе поиска формы». Это превращает утомительный и кропотливый процесс проектирования в игру: «Создание чего-либо включает в себя массу разных техник, но когда вы играете, то не замечаете, насколько сложен этот процесс. Вместо этого вы испытываете большой интерес и удовольствие. Мне кажется, архитекторы могли бы этим пользоваться».

Инсталляции помогают понять и обнаружить некоторые вещи прежде, чем архитектор приступит к проектированию реального здания. Этот подход изменил не только образ Риккардо в сфере архитектуры, но и его собственную студию, где появилась небольшая экспериментальная база. Кроме того, инсталляции стали неотъемлемой частью обучения его студентов.

В конце учебного года воспитанники Блумера представляют инсталляции, позволяющие взглянуть на архитектуру с новой стороны. Это действительно очень наглядные работы, и мы выбрали три из них, чтобы продемонстрировать это.


О чем говорят инсталляции Блумера


1. Архитектура скоротечна


Суть:
‘The Wall’ — одна из двух работ Блумера, попавших на Венецианскую биеннале в этом году. «Стена» состоит из двух эфемерных компонентов: мыльного раствора и компьютерных алгоритмов.

Техника запрограммирована таким образом, чтобы одиннадцать металлических стержней вытягивали смесь воды и мыла в вертикальные полотна. Мыльные стены существуют всего несколько секунд, после чего алгоритм генерирует новую копию.

Смысл: на примере этой работы показано, как недолго существует любая материя и сколь ограничены ее возможности. Впечатление дополнено тем, что инсталляция выставлена внутри венецианского Арсенала — сооружение лишь кажется незыблемым, рано или поздно оно изменится под воздействием времени.

Но это далеко не все, что можно вынести из ‘The Wall’. «Люди видят не саму стену, а преломления света. Поэтому мы использовали инсталляцию как инструмент для получения некоторых идей об освещении в архитектуре», — рассказывает Блумер.

Основатели фонда MADWORKSHOP, который помог реализовать ‘The Wall’, видят в инсталляции еще один смысл — она побуждает зрителя радоваться: «Проект объединяет людей, заставляет их лишний раз улыбнуться. Это крайне важно — вернуть повод для радости, потому что иногда их не так много, как хотелось бы <...> Студенты строят стены, но эти стены объединяют людей».


2. Архитектура неповторима


Суть:
инсталляция ‘The Space’ состоит из 121 параллелепипеда, которые снижаются и повышаются в случайном порядке. Как и в случае с ‘The Wall’, работа основана на алгоритмической модели; программа может составлять неповторимые комбинации блоков в течение 250 лет.

Риккардо Блумера

Смысл: ученик Блумера, Георгиос Вутсис, заложил идею об уникальности каждого отдельного здания. Архитектура постоянно меняется, преображения эти очень разнообразны, и раз уж модель из простых бетонных параллелепипедов способна к неповторимости, то здания, при всем разнообразии архитектурных форм и приемов, — тем более.


3. Архитектура изменчива


Суть:
большой проект ‘Light and Matter’ состоит из десяти инсталляций, которые были представлены в пространстве Villa Panza в городе Варезе. За основу взяты шесть макетов итальянских храмов, на которые различным образом падает свет.

Смысл: свет — важная часть любого здания, и это особенно заметно в сакральной архитектуре. Здесь он не только несет утилитарную функцию, но и приобретает глубокое символическое значение.

Находясь внутри церкви, не всегда очевидно, как именно освещение влияет на пространство. Блумер переносит этот вопрос из «полевых» условий в «лабораторные». Под его руководством в 2017 году студенты с помощью 3D-печати, VR и других технологий выясняли это на примере итальянских храмов — например, барочной церкви Sacro Monte в итальянском городе Верезе.

«Масштабирование проектов до более маленьких — это не менее важно. В будущем оно позволит вам делать большие вещи».

Рикардо Блумер


 Больше о Биеннале 


Психоделическое путешествие по швейцарскому жилищу →
8 павильонов, которые нужно увидеть в первую очередь


Главный дебют Биеннале →
10 часовен Ватикана в Венеции


РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще