В чем ценность сгоревшего здания ИНИОН?

В Москве сгорело здание Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН), включенное в предварительный список самых важных зданий советской Москвы (1919–1991), составленный DOCOMOMO Россия. О том, чем примечательно здание ИНИОНа размышляют Елена Овсянникова и Николай Васильев.

В чем ценность сгоревшего здания ИНИОН?

На юго-западе Москвы, на Нахимовском проспекте в 1960-е годы была выстроено сразу несколько модернистских зданий, созданных по индивидуальным проектам, сильно отличавшихся от массовой типовой застройки. Архитектурный ансамбль нового научного городка стал развитием начатого ещё в довоенное время строительства большого комплекса Академии наук (на нечетной стороне Ленинского проспекта).

ИНИОН

Группа научных институтов на Нахимовском проспекте проектировалась под руководством видных советских архитекторов Якова Белопольского, Леонида Павлова, Юрия Платонова. Все эти здания имеют общие черты — строгость и подчеркнутую функциональность: ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам), Центральная научно-медицинская библиотека и Центральный экономико-математический институт (авторский коллектив под руководством Павлова), а также — Институт океанологии им. П.П. Ширшова и Центральный институт Дальнего Востока, расположенные на противоположной стороне Нахимовского проспекта.

Центральный экономико-математический институт

Институт океанологии им. П.П. Ширшова

Архитектура научного городка на Нахимовском проспекте трактовались как своего рода манифест прогрессивной советской науки, тогда как ранее для ученых создавали здания в ретроспективном стиле, который был призван не столько указывать на античные истоки современной науки, сколько демонстрировать процветание и стабильность политической системы СССР. Таковы творения сотрудников архитектурных мастерских Щусева, Жолтовского и других зодчих старшего поколения.

ИНИОН

Белопольский и Павлов были в числе первых советских зодчих, совершивших поворот в советской архитектуре к строгим, функциональным, но выразительным формам. Архитектурное убранство здания ИНИОН и вторящего ему института Океанологии представляет собой интересный сплав, с одной стороны, — важнейших для «хрущевской оттепели» идей открытости и «честности» архитектуры. Но также и необходимой для ученых изоляции от суеты внешнего мира. Массивные, будто бы крепостные стены здесь прорезаны сплошным остеклением, выдающими каркасную конструкцию зданий. Объёмы отгорожены от красных линий как рвом бассейнами с фонтанами. Это направление в послевоенной модернисткой архитектуре получило название — «брутализма», говорящее об эстетике грубой фактуры железобетона.

ИНИОН

Вид на здание ИНИОН открывался первым со стороны Профсоюзной улицы. Это было начало ансамбля, завершенного высоким зданием Центрального экономико-математического института с подвешенным на его простом объеме скульптурным элементом, напоминающим ленту Мебиуса (одно из самых известных творений великого зодчего Леонида Павлова). Намного более низкий, асимметричный объем ИНИОН поставлен на склоне холма, и он красиво отражался в неглубоком бассейне (в последние годы воды в нем не было). Через бассейн устроен мост, ведущий посетителей к лестнице, на которую можно попасть, пройдя сквозь мощную «раму», играющую роль козырька. Нижняя часть библиотеки была ограждена вертикальными ребрами из железобетона, а нависающий над ней верхний этаж опоясан ленточным окном. На фасаде в такой архитектуре хорошо прослеживается каждая функция помещений, а снаружи, как и вокруг всех зданий научных институтов на Нахимовском проспекте, — оставлена свободная территория с травяными газонами.

ИНИОН

ИНИОН

Большая глубина корпуса библиотеки привела архитекторов к идее «процитировать» великого зодчего-модерниста Алвара Аалто, использовавшего в 1933–1935 годах круглые фонари верхнего света для библиотеки в Выипури (Выборге) и повторившего его в своих других знаменитых постройках. Неслучайно, финские специалисты помогали выполнить эти фонари, ставшие главным украшением интерьера. Благодаря льющемуся сверху свету, посетители переживали здесь внутренний подъем как в храме.

ИНИОН

На наш взгляд, библиотека имела самое элегантное и запоминающееся внутреннее пространство по сравнению с другими постройками того времени. Ее здание играло важнейшую роль в общем ансамбле, целостность которого в последние годы беззастенчиво нарушена — между общественными корпусами стали вклиниваться жилые дома, один из которых закрыл вид на высокий силуэт Центрального экономико-математического института, имевшего, как и ИНИОН, ключевое значение в общей композиции.

ИНИОН

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН):
Проектирование 1960–1964 гг.
Строительство: 1964–1967 гг.
Архитекторы: Я. Белопольский, Е. Вулых, Л. Мисожников (Моспроект-1)
Конструкторы: Э. Дистлер, А. Судаков.

Фото © DOCOMOMO Россия, architektonika.ru, pastvu.com

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще