Осенью 2019 года шведский бренд COS представил капсульную коллекцию Archive Edition, посвященную столетию Bauhaus. Дизайнеры марки создали 13 предметов гардероба, в которых сочетаются девиз «Функция определяет форму», ремесленный подход и так называемый Gesamtkunstwerkв переводе с немецкого «общее искусство» — идея о том, что в будущем между видами искусства не останется границ. Судя по обилию одежды, приуроченной к юбилею школы, принципы Баухауса одинаково применимы и к зданию, и платью. Коллекции, вдохновленные Bauhaus, показали фэшн-дизайнеры Пол Смит, Мэри Катранзу и любимый модельер Тильды Суинтон и Кейт Миддлтон Роксанда Илинчич, а известная спортивная марка выпустила одноименную модель кроссовок в свойственной Bauhaus палитре ярких и чистых цветов.

Фэшн-индустрия и раньше многое заимствовала у архитектуры. «Деконструктивистскому» почерку Маржелы и Кавабуко предшествовала знаменитая выставка 1988 года в нью-йоркском MoMA, где были представлены работы Рема Колхаса, Захи Хадид и Даниэля Либескинда. Французский модельер Пьер Бальмен считал одежду «архитектурой в движении», а Коко Шанель говорила, что «главное в моде — это пропорции, равно как и в архитектуре».

Это работает и в обратную сторону: навыки и талант архитекторов позволяют им не только создавать пространства для дефиле, но и «проектировать» одежду, и даже иногда сниматься в рекламе модных брендов.

Кепка от Нормана Фостера

Директор лондонского Музея дизайна Деян Суджич считает, что Норман Фостер «вышел из профессионального гетто» благодаря взаимодействию с модой, а его проекты в этой области «сделали современную архитектуру Великобритании популярной, как никогда».

Бутик Katharine Hamnett, открытый в 1987 году © Foster + Partners

Когда модный дизайнер и активистка Кэтрин Хэмнетт в 1980-е оказалась на пике известности, она обратилась к Фостеру с просьбой спроектировать интерьер своего первого бутика. Впоследствии британец создал шоурумы для Esprit и Asprey, а в 2017 году наконец попробовал себя в качестве модельера. Фостер сотрудничал с брендом Rapha, который специализируется на одежде для велосипедистов, и придумал дизайн двух моделей спортивных курток и кепки. Выбор в пользу Rapha не был случайностью: архитектор называет велопрогулки одной из своих главных страстей. Судя по инстаграму, в свои 84 года он по-прежнему обожает кататься.

Фостер примеряет кепку собственного дизайна © Instagram: officialnormanfoster

 

Кроссовки от Кенго Кумы

В конце декабря 2019 года в Японии начнут продавать беговые кроссовки AMU, разработанные Кенго Кумой совместно с брендом Asics. Вероятно, они станут коллекционной редкостью, так как купить их можно будет только в японских онлайн-магазинах и нескольких розничных точках. Архитектор часто использует в своих проектах отсылки к локальным ремеслам и традиционные материалы. Дизайн обуви не стал исключением: синтетические и хлопковые полоски ткани на внешней поверхности кроссовок уложены крест-накрест, подобно бамбуковым волокнам в японской технике плетения ятара.

 

Подиумы и рюкзак от Рема Колхаса

История дружбы Рема Колхаса с модным домом Prada началась почти 20 лет назад. Как вспоминает архитектор, Миучча Прада и ее муж, генеральный директор Prada, Патрицио Бертелли, пришли к нему в офис без предупреждения, «просто сели и заявили, что им больше не нравятся их магазины».

От проектирования бутиков и временных павильонов они перешли к дефиле: с 2011 года AMO, подразделение OMA, занимающееся исследованиями дизайна в самом широком смысле, продумывает сценографию для всех модных показов Prada на Неделях моды в Милане. В 2013 модели вышагивали по «идеальному дому», обставленному мебелью из футуристической коллекции Tools for lifeTools for life – мебельная коллекция бюро OMA, выпущенная в Милане в 2013 году концерном Knoll, и изображали сцены из повседневной жизни. В следующем году бюро обратилось к природным мотивам: для показа мужской коллекции архитекторы создали «пещерное озеро» с ярко-синей водой, а женскую одежду представили в пространстве, напоминающем пустыню.

Кульминацией сотрудничества Колхаса с модным домом стала штаб-квартира Fondazione Prada в МиланеШтаб-квартира Fondazione Prada в Милане – художественный квартал на территории бывшего завода по производству джина, а в 2018 на юго-востоке города бренд обзавелся еще одним зданием по проекту OMA — 60-метровой белой башней Torre. Шесть из девяти ее этажей используются для выставок, в остальных пространствах расположены рестораны, бары и бутики.

Также Колхас разработал для Prada Frontpack — перевернутый рюкзак для ношения на груди. Он похож на бронежилет, однако некоторые модные критики увидели в этом «потрясающе рациональное решение, пропитанное идеями гражданственности и свободы», которые архитектор продвигает и в архитектуре. Аксессуар появился в коллекции Prada Осень/Зима 2018, многие вещи которой принадлежат авторству знаменитых архитекторов и дизайнеров. Помимо голландца, над ней работали Жак Херцог и Пьер де Мерон, немецкий промышленный дизайнер Константин Грчич и парижская дизайн-студия Ronan & Erwan.

Рюкзак от Prada и Рема Колхаса
© Prada
 
 

Племянник Колхаса, тоже архитектор Рем Ди Колхас (Rem D Koolhaas) стал широко известен благодаря моде. Он является основателем и дизайнером популярного бренда обуви United Nude. Одна из моделей 2013 года создавалась в сотрудничестве с Захой Хадид — покрытые хромовым напылением туфли NOVA с консольными 16-сантиметровыми каблуками.

Туфли NOVA, Заха Хадид для United Nude

 

Украшения и туфли первой леди

В мире моды Хадид была не менее значимой величиной, чем в архитектуре. В сотрудничестве с Карлом Лагерфельдом она спроектировала передвижной павильон Chanel, а также придумала множество аксессуаров и украшений. Помимо United Nude, Хадид разработала обувь из формованного пластика с брендом Melissa и сотрудничала с обувными линейками Lacoste и Adidas. Спустя год после того, как Заха скончалась, фирма Charlotte Olympia выпустила модели туфель и сумку по эскизам архитектора.

Туфли Захи Хадид и Charlotte Olympia

В работе над обувью и ювелирными изделиями Заха Хадид тоже использовала параметрический подход: металл и кожа были для нее одинаково гибкими материалами, из которых она создавала сложные абстрактные композиции. В 2008 году она представила браслеты, кулоны и сережки Glace, вдохновленные русским авангардом. Коллекция, выпущенная Swarovski, была гораздо более характерной для Хадид, чем для бренда. Четкой огранке страз архитектор предпочла органические формы из разноцветных кристаллов Swarovski. Уже после смерти Хадид, в 2016 году вышла ее коллаборация с брендом Bvlgari — кольцо B.zero1 и линейка украшений для датского ювелирного бренда Georg Jensen.

Основанное Захой Хадид направление Zaha Hadid Design (ZHD) по сей день занимается всеми проектам бюро ZHA в сфере дизайна и моды. В 2019 году совместно со швейцарской фирмой Odlo они выпустили коллекцию спортивной одежды для женщин.

 

Модельные съемки Дэвида Аджайе

Автор норвежского Центра Нобеля выступил лицом бренда мужских аксессуаров Alfred Dunhill, известного по зажигалкам в фильмах про Джеймса Бонда. Британская компания пригласила архитектора представить коллекцию осень-зима 2012 года наряду с актером Джоном Хертом, мультипликатором группы Gorillaz Джейми Хьюлеттом и лауреатом «Оскара», режиссером Джеймсом Маршем. Каждый из них не только снялся в рекламном ролике, но и придумал короткий текст о тонкостях своей профессии.

«Самое забавное в архитектуре — то, что рисунки выполняются с помощью компьютера и являются по-настоящему точными, но здания все еще возводятся вручную и из-за этого получаются немного шаткими. Архитекторы всегда стремятся к совершенству — мы одержимы этим, и это то, что движет нами. Но, в конце концов, у строителя могло выдаться действительно ужасное утро, он не сфокусировался должным образом, и из-за этого напольное покрытие легло плохо. <...> Однако на самом деле мелкие человеческие ошибки и недостатки делают вещи интересными».
Дэвид Аджайе
 
 
 

 

Модные проекты Вирджила Абло

«Я хотел построить небоскреб, потому что понял: если ты можешь сделать такое высокое здание, то тебе по силам придумать и ложку», — говорил в одном из интервью выпускник Иллинойского технологического института Вирджил Абло. Он учился на архитектора, но вскоре после защиты диплома ушел из профессии и основал марку одежды Off-White. Согласно рейтингу The Lyst Index, в 2019 году бренд стал невероятно популярным: интернет-пользователи искали, просматривали и покупали его чаще, чем вещи Gucci, Balenciaga и Valentino. Успехи Вирджила настолько впечатляют мир высокой моды, что в 2018 году его пригласили на пост креативного директора мужских коллекций в Louis Vuitton.

Абло на лекции в Гарварде держит в руках кроссовки своего дизайна из коллекции, вдохновленной архитектурными шедеврами © gsd.harvard.edu