Облик исторического Петербурга во многом сформирован итальянскими зодчими. Начиная с Доменико Трезини, первого архитектора имперской столицы, целая плеяда знаменитых итальянцев трудилась над тем, чтобы Санкт-Петербург встал в один ряд с главными городами Европы. Традиция, прерванная октябрьским переворотом, возродилась в наше время. Среди знаковых проектов последнего десятилетия следует особо отметить комплекс Quattro Corti, реализованный в историческом центре по проекту миланского бюро Piuarch.

© OskarDaRiz

Гармония контраста

Архитекторам удалось, казалось бы, невозможное. С одной стороны, комплекс максимально деликатно вписан в существующий контекст — не нарушает баланс и не бросает вызов историческим зданиям по соседству; с другой стороны, он эффектно демонстрирует идеи, средства и приемы современной архитектуры, благодаря которым сугубо функциональный объект становится произведением архитектурного искусства.

Один из основателей студии Херман Фуэнмайор (German Fuenmayor) назвал проект «интровертированным». Эта замкнутость, сосредоточенность в себе обусловлена задачей сохранения дореволюционных фасадов почтового ведомства и особняка Шуваловых, выходящих на Почтамтскую улицу. От исторической части остались своды и несущие кирпичные стены, фундамент которых дополнительно усилили. Металлическая кровля соединяет старую стену и новую постройку. Кровля выполнена с разными углами наклона, чтобы связать в единую конструкцию асимметричные скаты крыш.

Главная особенность современной части проекта отразилась в его названии. Quattro Corti, что в переводе означает «четыре двора», — четыре постройки с дворами, которые используется для мероприятий, инсталляций и выставок. Это не те инфернальные дворы-колодцы из произведений Гоголя и Достоевского — серые, мрачные и продуваемые насквозь. Напротив, каждый двор Quattro Corti благодаря зеркальным фасадам даже в пасмурную погоду дарит дополнительный свет и настроение.

Четыре цвета — золотой, зеленый, бледно-голубой и серебряный — имеют символическое значение. Свернув с Почтамтской улицы под монументальную арку, попадаешь в Золотой двор. Это — парадный двор с парадным подъездом Quattro Corti. В нем в прямом смысле слова отражается столичный блеск. Синий, с фонтаном отражает стихию невской воды; серебряный — воздуха и ветра. Сады Санкт-Петербурга символизирует Зеленый двор, который представляет собой ландшафтный парк в миниатюре. Все поверхности облицованы белым итальянским травертином, как и Казанский собор на Невском проспекте.

Общая площадь шестиэтажного комплекса составляет 23 500 м², большинство из них отведены под офисы. Помимо них здесь находится бутик-отель, двухэтажный подземный паркинг и ресторан «Мансарда» на верхнем этаже, откуда открывается великолепный вид на центр города и на Исаакиевский собор.

© OskarDaRiz

Дебютная работа

Производители технологий и материалов часто остаются за границами внимания публики и прессы. В случае с Quattro Corti это было бы вдвойне несправедливо. Специалистов южно-тирольской компании PICHLER в полном праве можно назвать соавторами проекта. Именно PICHLER разработал, изготовил и ввел в эксплуатацию уникальную фасадную систему, ставшую отличительной характеристикой и, по сути, — лицом комплекса. Непрерывные фасады, площадью 3 000 м², отличаются идеальным балансом между прозрачностью и зеркальностью. Дневной свет беспрепятственно попадает внутрь помещений, в то время как любой двор представляет собой огромный зеркальный зал, в котором отражается город. Причем, в каждом дворе и в каждый момент времени он разный.

Панели скомпонованы под различным наклоном относительно линии фасада, отражения дробятся и множатся в стекле, возникает эффект калейдоскопа — прямая аллюзия к нерегулярным поверхностям византийских мозаик, составленных из кусочков смальты.

© OskarDaRiz

Все 1350 стеклянных панелей были произведены в заводских условиях — рамы полностью облицованы внутренними и наружными элементами из нержавеющей стали зеркальной полировки, а стекло конструктивно вклеено в раму. Точно так же, в заводских условиях, изготовлены элементы подсистемы. Об уровне конструкторской мысли инженеров PICHLER и тщательной проработке деталей говорит идеальное качество сборки столь сложного фасада в относительно сжатые сроки. Не будем забывать при этом, что средний размер отдельной «ячейки» фасада составлял 4,5 метра в высоту и 75 см в ширину, а средний вес — примерно 280 кг. И каждый такой элемент нужно было смонтировать под определенным углом друг другу без права даже на минимальный допуск. Любой просчет мог привести к драматическому искажению авторского замысла. А наиболее полное представление об этом замысле можно получить, заняв столик в ресторане «Мансарда» на верхнем этаже, с террасы которого открывается потрясающий вид на центр города с одной стороны и стеклянные стены дворов с другой. Кстати, парапет террасы также производства PICHLER — он собран из 23 стекол размером 1,5×2 м.

Комплекс Quattro Corti стал дебютным проектом PICHLER в России, фактически визитной карточкой, которая продемонстрировала высочайшие стандарты проработки и реализации знакового проекта. Чино Дзукки (Cino Zucchi) куратор павильона Италии на архитектурной биеннале в Венеции 2014 выбрал Quattro Corti в качестве одного из наиболее интересных примеров реализации современной архитектуры в историческом окружении.