Архитектурный путеводитель по Венеции

В издательстве DOM Publishers на русском языке вышел уникальный путеводитель по Венеции — в него вошли только те здания, которые появились за последние 68 лет.

Архитектурный путеводитель по Венеции

С точки зрения архитектуры, Венеция — крайне консервативный город. Новые проекты воспринимают здесь в лучшем случае с известной толикой недоверия, а в худшем — как угроза хрупкой гармонии уникального города. И тем не менее Венеция знает немало примеров новой архитектуры, которая не только не портит облик города, но и становится частью ее идентичности.

В этой книге собраны более сотни подобных примеров. Они появились после 1950 года, и ко многим из них приложили руку величайшие архитекторы XX века и современности: Тадао Андо, Дэвид Чипперфильд и, конечно, Карло Скарпа. Помимо реализованных проектов в путеводителе приведены несостоявшиеся концепции Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье и Луиса Кана.

Издание разбито на девять разделов-маршрутов, которые охватывают не только туристические зоны, но и районы, обычно не привлекающие внимание. Среди них — остров Джудекка, зоны порта и аэропорта. Каждый из разделов снабжен картой и панорамными фото с указанием отдельных зданий. К каждому объекту прилагается подробное описание и QR-код с географическими координатами.

Архитектурный путеводитель по Венеции

21 ноября в 14:00 авторы книги представят ее в Москве. Презентация пройдет в рамках лекции «Венеция: современный город?» на фестивале «Зодчество 2018». Подробности на странице встречи.

Для первого знакомства с путеводителем мы выбрали статью об одном из самых громких архитектурных скандалов, которые затронули Венецию в последние десятилетия — появление моста Сантьяго Калатравы возле железнодорожного вокзала. Профессор архитектуры Джанфранко Роккатальята подробно разбирает историю и причины неудач, связанных с данным сооружением.


Мост Конституции


Место: Piazzale Roma — железнодорожный вокзал
Архитектор: Сантьяго Калатрава
Год: 2008

Мост Конституции (Ponte della Costituzione), также известный как «мост Калатравы», — четвертая переправа через Гранд-Канал. Он связывает Пьяццале Рома с железнодорожным вокзалом Санта-Лючия. Казалось бы, ещё одно соединение между берегами Гранд-Канала в месте, где уже сложилась оптимальная система общественного транспорта, сомнительно с точки зрения городского развития. Более того, примерно в двухстах метрах расположен мост Скальци (Ponte degli Scalzi), заменивший в 1930-е годы своего чугунного предшественника, построенного по проекту Альфреда Невилля в 1858 году. Оба моста практически равноудалены от вокзала, однако после открытия моста Конституции стало происходить нечто неожиданное. Оказавшихся на Пьяццале Рома пешеходов как будто официально приглашают пересечь именно мост Калатравы. В итоге они обнаруживают себя в районах Каннареджо, Сан-Марко и Кастелло. Часто случается так, что желающие пойти в направлении Дорсодуро, Сан-Поло или Санта-Кроче не задумываясь пересекают мост и оказываются на другой стороне города. В том месте, где расположен мост Конституции, расстояние между берегами составляет примерно 80 метров, таким образом, он является наиболее длинным из всех четырёх пешеходных переправ через Гранд-Канал.

Когда долгожданное строительство стало возможным, оно шло под довольно экстравагантным, сбивающим с толку девизом: «Построим мост из стекла». На самом же деле конструкция сделана из металла, окрашенного в темно-красный (цвет напоминает традиционную венецианскую штукатурку), и только несколько элементов, таких как ступени и перила, выполнены из стекла. В противном случае мост просто не смог бы выстоять, потому что стекло (даже «специальное стекло») — это неэластичный, ломкий материал, редко подходящий для сложных конструкций, которые могут деформироваться и чьи статические свойства, как правило, вычисляются в соответствии с правилами прочностных расчётов. Даже у второстепенных стеклянных деталей оказалась обратная сторона: во время строительства несколько панелей разбились, а если присмотреться к стеклянным ступеням, они продолжают деформироваться по сей день.

Архитектурный путеводитель по Венеции
Мост Калатравы — четвертая переправа через Гранд-Канал. Он соединяет Пьяццале Рома с железнодорожным вокзалом.

Так или иначе, для Венеции — это особое сооружение, в этом нет никаких сомнений. Мост напоминает скелет гигантского выгибающегося кита в момент его погружения в воду и из-за своей необычности вызывает самые разнообразные реакции — как позитивные, так и негативные. Очевидно, что здесь мы имеем дело с одним из шедевров современной архитектуры, но, если задуматься, это произведение уходит корнями в глубокое прошлое. На самом деле проект выполнен строго по «формуле», основанной на простой (классической) геометрической форме — это форма круга. Благодаря искусному расчёту радиуса и дуги окружности рождается сложная форма, полученная не случайным образом, что всегда свойственно великой архитектуре. Проект Сантьяго Калатравы напоминает «раковины» Сиднейского оперного театра, открытого в 1973 году. Архитектор Йорн Утзон скомпоновал их, поделив сферу на части и вновь собрав все компоненты. В 128 году н.э. купол Пантеона явил собой удивительный результат тщательной проработки простой формы полусферы диаметром 44 метра — результат на грани совершенства.

Чтобы лучше понять трудности, возникшие во время строительства и эксплуатации моста Конституции, обращаем внимание читателя на следующее техническое описание: сложная металлическая конструкция, состоящая из пологой арки — сегмента круга с радиусом 194 метра по уровню настила и 193 метра по нижним аркам — покоится на двух опорах, облицованных истрийским камнем. Расстояние между нижней частью моста по центру и средним уровнем воды — семь метров. Пролёт моста — около 80 метров (расстояние между анкерными плитами нижних арок — 80,55 м). Металлическая конструкция состоит из центральной верхней арки (круглая труба с поперечным сечением 419 мм) и двух нижних арок (трубки в средней секции с сечением в 219 мм рядом с опорами расширяются коническим соединением длиной около 3,30 м и на отрезке в 11 метров имеют в сечении 298 мм). Эта неравномерность вызвана ошибкой в чертежах, которую впервые заметили только на этапе строительства и которая была исправлена таким способом. На плане видно, что ширина моста с обеих сторон растёт идеально симметрично к середине. Три арки, верхняя и две нижних, соединены рёбрами, которые поддерживают поверхность настила. Ребро в центре арки расположено строго вертикально, в то время как другие наклонены в сторону опор, ребро № 37 — под углом 31°. Верхние и нижние конечности рёбер, их «ноги и крылья», также укорачиваются по мере приближения к опорам. Соединения конечностей с арками («узлы») сделаны методом сварки. Объёмные разрезы каждого узла можно найти в чертежах, подготовленных Джанфранко Роккатальятой в рамках комплексного исследования конструкции моста. Эту конструкцию крайне сложно полностью и в точности передать в графической форме и затем реализовать из-за постоянно меняющихся сечений и углов наклона. Инженер-планировщик попытался, насколько это было возможно, свести сложность к минимуму, введя несколько правил. Тем не менее этих схематичных указаний было недостаточно для того, чтобы полностью представить суть проекта. Стало ясно, что сложные формы требуют тщательного графического сопровождения. Основные характеристики геометрии рёбер, не имеющих единого размера, можно рассмотреть в середине моста, где ребро находится почти в вертикальном положении.

Архитектурный путеводитель по Венеции

Архитектурный путеводитель по Венеции

Архитектурный путеводитель по ВенецииЭскизы подготовлены проф. Джанфранко Роккатальятой в рамках исследования сложной структуры моста.

Как уже было сказано ранее, угол наклона рёбер увеличивается по мере удаления от центра, что ведёт к сокращению их длины по мере сужения настила моста. Сужение и укорочение «ног» по нисходящей приводит к постоянному увеличению контактной поверхности с нижней аркой (трубкой).

Геометрия узлов почти никак не проверялась вплоть до начала 2005 года, когда во время строительства было замечено, что на отрезке моста между рёбрами № 25 и 37 некоторые части («ноги» рядом с опорой) выходят за границу диаметра нижней арочной трубки. Ситуация становится предельно ясной, если взглянуть на чертежи ребра № 36. Офис Калатравы в Цюрихе подготовил исключительно двумерные чертежи. Эти документы использовались при подготовке к тендеру. Компания, подписавшая контракт на реализацию стальной конструкции, должна была использовать их для разработки строительной документации. Последствием оказавшегося ошибочным предположения, что соблюдение процедур, описанных в правилах, автоматически приведёт к позитивному результату с корректной документацией, стала существенная проблема. Таким образом, по недосмотру было упущено некорректное отображение узлов на чертеже. В результате нам открывается целый комплекс сложностей, которые стали результатом «упрощения» графического сопровождения. С наиболее детальным описанием металлической конструкции, которую было невероятно сложно отрисовать, обошлись на удивление беспечно. Архитектор Сантьяго Калатрава работал над чертежами в Цюрихе, опираясь на своих консультантов на месте, чтобы получать наиболее детальную информацию по всем вопросам, касающимся Венеции. Опоры (или импосты) представляют собой крайне деликатную проблему: поскольку мост состоит из сильно уплотнённой арки, статические свойства дуги при переходе к опоре находятся на грани риска. Сложность заключается в том, что арка имеет явно выраженную тенденцию к сдвигу. В худшем случае сжатие средней секции арки приведёт к значительным смещениям оснований. Это может стать причиной изменений с непредсказуемыми последствиями для статической системы всей конструкции.

Архитектурный путеводитель по Венеции
Новый мост через Гранд-Канал повлиял на поток пешеходного трафика в городе.

После завершения строительства ассоциация людей с ограниченными возможностями убедительно показала, что проект был завершён без учёта потребностей людей с ограничениями в подвижности, что является нарушением закона. В результате долгой и бесплодной дискуссии было принято обречённое на неудачу решение: построить фуникулёр, перемещающийся по левой стороне моста, со стороны Пьяццале Рома. В кабине, верхняя половина которой изготовлена из стекла, температура поднимается до 70 градусов по Цельсию! Ради справедливости стоит отметить, что Сантьяго Калатрава всегда сопротивлялся этому решению, но тщетно. Фуникулёр недавно установили, но, конечно, так и не использовали. Если основной целью проекта была бы доступность, то есть предоставление необходимых условий людям с инвалидностью, то этой цели можно было бы достичь более простым путём, не изменяя такой знаковый проект. Более пяти линий вапоретто (и дополнительные линии летом и по особым случаям) постоянно — по меньшей мере каждые десять минут — пересекают канал. Можно было бы просто договориться о том, что каждый нуждающийся в особых условиях мог бы преодолеть расстояние между Пьяццале Рома и железнодорожным вокзалом бесплатно.

Архитектурный путеводитель по Венеции
Несущая конструкция моста, изготовленная из стали, выкрашенной в темно-красный цвет, напоминает скелет кита. Части ступеней выполнены из специального стекла.

Текст: проф. Джанфранко Роккатальята. Графический дизайн: Эмануэль Гарбин и Маттео Феррара

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще