Как всегда бывает с книгами, этот проект собирался и вынашивался не один год и является результатом долгого творческого сотрудничества: вместе с отделом культуры посольства Норвегии в РФ и лично при поддержке и деятельном участии Татьяны Феодоритовой мы — то есть архитектурный журнал speech: — сначала сделали несколько довольно масштабных публикаций — одна из них была посвящена сооружениям для детей, вторая — Национальным туристическим дорогам. Дважды за последние несколько лет объекты Норвегии были на обложке нашего журнала и дважды мы делали в рамках АРХ Москвы экспозиции (в 2016 и 2017 годах), посвященные архитектуре Норвегии. И когда в прошлом году после презентации путеводителя по современной архитектуре Берлина Филипп Мойзер предложил мне подумать над книгой, посвященной не какому-то одному городу, а целой стране, я не сомневалась ни минуты: столько, сколько про Норвегию, по крайней мере, с точки зрения архитектуры я, пожалуй, не знаю ни про одну другую страну (по крайней мере из числа тех, в которых не живу). И в ответ на мое осторожное: «Норвегия?» — Филипп воскликнул: «Гениально! Норвегия ведь в следующем году будет специальным гостем Франкфуртской книжной ярмарки». Посольство Норвегии в РФ и Innovation Norway поддержали этот проект, организовав в конце мая 2019 года мою поездку в Осло, Ставангер и Берген, и с этого началась активная работа над книгой.

16 октября этого года английское издание книги было представлено во Франкфурте, а 18 декабря я имела невероятную для себя честь представить русское издание путеводителя в резиденции посла Норвегии в РФ на Поварской улице.

Что касается самого путеводителя. В него вошли 150 построек, реализованных в период с 2000 до 2020 года. И поскольку эта книга, рекомендующая к ознакомлению те или иные объекты, в нем собраны только здания, доступные для посещения, то есть те, адрес которых можно указать с точностью до номера дома, и которые можно посетить. Поэтому здесь, например, к большому огорчению многих норвежских архитекторов, совсем нет частных домов или закрытых режимных объектов. Важно и то, что в качестве верхней временной планки мы взяли следующий год. Это сделано не только ради красоты цифр, но в первую очередь, потому что в путеводитель вошли несколько очень значимых объектов, которые будут сданы лишь в следующем году — например, новые здания Музея Мунка и Городской публичной библиотеки имени Дейхмана, а также Музей искусства, архитектуры и дизайна.

В книге пять глав — Осло, Ставангер, Берген, малые города на побережье пролива Скагеррак, а также Национальные туристические дороги. При этом в разделе «Осло» получилось три маршрута — как и почти любая столица, Осло характеризуется особенно интенсивным развитием, в нем строится очень много всего, и самая география города настолько обширна, что уместить все интересные объекты в один маршрут не представлялось возможным.

Поэтому первый маршрут по Осло — это знаменитая Опера, начало всех начал в истории современной архитектуры Норвегии, и все, что расположено южнее — в районах Бьорвика, Сёренга и Гренланн. Второй маршрут начинается от Национального музея искусства, архитектуры и дизайна, идет через остров Тьювхолмен и затем, вдоль береговой линии, до самого Форнебю и расположенной там знаменитой штаб-квартирой компании Statoil. И третий маршрут — это бывшие промзоны Осло, ставшие прекрасными многофункциональными оазисами, полными жизни и активности. Этот маршрут начинается с Центр аархитектуры и дизайна DOGA, идет через район Vulkan и добирается до района Нюдален с его крайне разнообразной застройкой и новой станцией метро.

В случае со Ставангером и Бергеном мы ограничились одним маршрутом — по двадцать объектов в каждом городе. И здесь я должна выразить особую благодарность посольству за возможность лично побывать в этих городах, поскольку большая часть объектов, вошедших в эти главы, были обнаружены мной непосредственно на местах. Вообще, по моим наблюдениям, архитектурное развитие современной Норвегии идет настолько колоссальными темпами, что информационное поле просто не успевает отображать этот процесс. Не успевают даже карты google maps — много раз в процессе работы над книгой я сталкивалась с ситуацией, что в реальности здание уже стоит построенное, а на картах еще можно увидеть стройплощадку на стадии котлована или даже объем, который существовал на этом месте прежде. В общем, это сослужило мне очень хорошую службу — фактически я в режиме онлайн наблюдала и прошлое, и настоящее участка, что, конечно, здорово помогало понять суть происходящих трансформаций.

Четвертая глава — это постройки малых городов, расположенных вдоль побережья на пути из Осло в Ставангер. И в этих городах, наверно, особенно ярко проявилась уникальность современной норвежской архитектуры. По крайней мере, на взгляд русского автора, хорошо знающего, как дела с развитием малых городов обстоят у нас. В Норвегии качественные и уникальные проекты реализуются независимо от масштаба и значения города. Есть населенный пункт, есть потребность в культурном, образовательном или деловом центре и и есть работающий механизм реализации подобных проектов — через конкурс, либо через прямой заказ. Результатом становится иконическое по своей внешности и при этом максимально продуманное по функционалу и экологичное по своей начинке здание, которое по праву претендует на роль нового символа своего города. И это не исключение из правил, это происходит практически в каждом городе. В этой книге таких объектов 24. И, что важно, возможно, опять же на взгляд русского автора, эти объекты реализуются по проектам, как правило, местных офисов. Не просто норвежских, а живущих и работающих прямо в этой области, в этом городе. С точки зрения формирования здорового профессионального сообщества это, конечно, очень здорово.

И, наконец, последняя глава — Национальные туристические дороги. Это, напомню, масштабная национальная программа, стартовавшая в 1994 году и призванная объединить наиболее известные достопримечательности Норвегии в логичные по своей трассировке и протяженности маршруты, обеспечив последние удобной инфраструктурой. Всего программа насчитывает 18 маршрутов общей протяженностью 2151 км. Причем именно современная архитектура стала ключевым приоритетом программы — наряду с сохранением природных и исторических достопримечательностей. Девиз программы был сформулирован как «Дизайн своего времени», а краеугольным камнем проекта стало положение о том, что все вновь возводимые элементы должны быть постройками самого высокого качества и при этом не доминировать над ландшафтом, а органично дополнять его.

Именно «Национальные туристические дороги» стали билетом в жизнь для многих ныне очень известных и успешных архитектурных бюро страны: Jensen&Skodvin, Reiulf Ramstad Architects, 3RW, Saunders & Wilhelmsen — вот лишь некоторые из тех, чья карьера пошла в гору именно после реализации одного или нескольких проектов, так или иначе воспевающих красоту национальных ландшафтов. Всего в рамках программы реализовано уже более 180 проектов. В путеводитель вошли лишь 20 — во-первых, самых известных, вроде Лестницы троллей или смотровой площадки Стегастейн, а во-вторых, расположенных в относительно центральной части Норвегии.

В заключение хочу сказать, что вместе с издательством DOM Publishers и Посольством Норвегии в РФ мы надеемся в будущем сделать второе издание путеводителя, расширив географию изучения архитектуры Норвегии далеко на север, за счет и таких городов, как Тромсё, Тронхейм, Будё, и маршрутов Национальных туристических дорог. Также в наших планах — представить в следующем году подборку лучших построек современной Норвегии на выставке в Музее архитектуры. Ну а ехать знакомиться с архитектурой страны троллей можно уже сейчас!

«Архитектурный путеводитель. Норвегия 2000-2020» издан при поддержке Посольства Королевства Норвегии в РФ и Innovation Norway