Обучение проводится на онлайн-платформе edx.org, куда известные ВУЗы со всего мира выкладывают курсы в различных областях, начиная с лингвистики, и заканчивая инженерией и медициной. Подавляющее большинство материалов представлено на английском языке, однако некоторые курсы бывают и на французском, испанском, немецком и китайском языках. В каждом уроке есть субтитры и печатный PDF-файл, в котором есть весь текст лекции. Все обучение на онлайн-платформе edx.org бесплатно, но у курсов есть срок действия, который устанавливается уже напрямую университетом. После его истечения курс архивируется, и контакт с преподавателями заканчивается. Еще один важный момент: подтвердить участие можно только во время активной фазы курса, купив лицензионный сертификат, стоимость которого опять же варьируется от 49$ до 99$.

Сертификат «Архитектурного воображения» стоит 99$ и подтверждает участие и прилежное выполнение домашней работы. Оценка не ставится, только факт зачета. К тому же, помимо полученных архитектурных знаний, этот сертификат автоматически возносит обладателя в глазах знакомых, доказывая недюжинное владение английским языком (перевода нет, субтитры есть).

Прохождение курса рассчитано на 10 недель по три-пять часов в неделю. Материал разделен на три части, в каждой по три/четыре модуля со своими списками для чтения и самостоятельной работой на повторение материала:

1. Part I: Form and History (Форма и история)
2. Part II: The Technology Effect (Технологический эффект)
3. Part III: Representation and Context (Визуальный образ и контекст)

Домашняя работа бывает трех типов: вопросы-ответы, мини-эссе и рисунок (от руки).

Первая часть курса посвящена трем архитектурным теориям, расположенным не в хронологическом порядке. Дискуссию открывает теория Рудольфа Виттковера (1901-1971) «Архитектурные принципы в эпоху Гуманизма» 1949 г. и его парадигматическое видение архитектуры. В противовес идет принципиально иная теория немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831), в которой искусство имеет дело с истиной, и где каждая культура познает себя через искусство. Автором третьего взгляда на историю развития архитектуры выступает Альдо Росси (1931–1997), который в целом соглашается с теорией Гегеля. Камень преткновения — утверждение немецкого философа о смерти искусства. Росси считает, что архитектура постоянно рождается заново, а тип предвосхищает сам акт архитектуры.

Далее курс переходит к революционному этапу в истории строительства, а именно к появлению новых материалов и технологий. Вторая часть начинается с Хрустального Дворца (Crystal Palace), построенного в 1851 году в Лондоне.

Архитектура всегда была тесно связана с камнем. С началом индустриальной революции становится возможным иное строительство: огромные листы стекла и стали заменяют исторический материал предыдущих эпох. Хрустальный Дворец открывает следующую веху в развитии технологий строительства, и отсюда мы плавно переходим к новому типу зданий, а именно к фабрике.

Начало XX века — поворотный момент в развитии также и индустриальной застройки, когда архитекторы работают сразу над несколькими задачами: фабрику необходимо интегрировать в местность и внешне облагородить. Теперь она олицетворяет не только экономический статус и важность предприятия, но и его место в социальных изменениях, и возможно даже в создании новой индивидуальности общества.

До Турбинного завода AEG в Берлине 1907 г., фабрики не считались полноценной архитектурой. Немецкий архитектор Петер Беренс (1868-1940) возводит промышленный, совершенно функциональный тип здания в область архитектуры, как искусства.

Вторая часть курса завершается разбором работ Ле Корбюзье (1887–1965). Майкл Хэйз, ведущий преподаватель Высшей Школы Дизайна, подробно останавливается на Вилле ла Рош (Maison la Roche) 1923 г., Вилле Гарш (Villa Stein-de Monzie) 1927 г. и Вилле Савой (Villa Savoye) 1929-30 гг. Много времени также уделяется подробному разбору пяти пунктов Новой Архитектуры Ле Корбюзье, описанных им же в манифесте «К архитектуре» («Vers une architecture») 1923 г.

Centre Pompidou © Marcelo Meijome

Оставшиеся три модуля последней части странно смотрятся вместе. Что объединяет детально проработанную бумажную архитектуру Клода-Никола Леду и Этьена-Луи Булле, яркий центр Жоржа Помпиду и минималистический Мемориал Жертв Холокоста в Берлине?

Поочередно остановившись на фантасмагорической архитектуре XVIII века и рассмотрев социальные предпосылки появления Центра Жоржа Помпиду, курс подводит итог разбором берлинского мемориала, в котором кроется ответ на предыдущий вопрос.

Завершающий модуль — самый непростой во всем курсе: здесь речь идет об единственной вещи, построенной в XXI веке, а именно о Мемориале Жертвам Холокоста, открытом в 2005 г. в Берлине, по проекту архитектора Питера Айзенмана. Сложнейший проект, в котором соединяются исторический, архитектурный и лингвистический контексты. Для того, чтобы прочувствовать всю невыразимую мощь мемориала, задействуется то самое архитектурное воображение, которое указано в названии курса. Выясняется, что оно напрямую зависит от нашего подсознательного видения объемов, которое дано каждому человеку. Таким образом, курс завершается тем, что возвращает и объясняет нам будто бы потерянное когда-то знание.